Продажа активов «Самрук-Казына» не говорит о неэффективности госуправления

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году в Казахстане началась вторая волна приватизации, которая вызывает большой интерес всех слоев общества и, в то же время, определенную критику.
None
None

Например, многие задаются вопросом: «Почему Фонд «Самрук-Казына», контролирующий большую часть квазигосударственного сектора экономики, постоянно докладывает о повышении качества управления активами, а теперь активы этого Фонда распродаются? Не говорит ли это о неэффективности государственного управления?».

Вторая волна приватизации проводится по поручению Президента Нурсултана Назарбаева в русле политики, выработанной в Казахстане для успешного развития рыночной экономики с сохранением государственного контроля в наиболее важных сферах и отраслях.

«Малый и средний бизнес - это прочная экономическая основа нашего Общества Всеобщего Труда. Для его развития нужны комплексные решения по законодательному укреплению института частной собственности. Надо отменить все инертные правовые нормы, мешающие развитию бизнеса», - говорится в Послании Главы государства «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

В этом Послании Президентом было дано поручение Правительству совместно с Фондом «Самрук-Казына» провести анализ всех компаний с государственным участием, определить перечень предприятий, подлежащих передаче в частный сектор.

В ходе первой волны приватизации, проходившей в нашей стране в середине 1990-х годов, были переданы в конкурентную среду предприятия, созданные в советский период и рассчитанные на функционирование в совершенно других условиях. Уже тогда исходили из того, что частный бизнес эффективнее потому, что он имеет возможность быстро реагировать на изменение экономической обстановки - и это оказалось верным для большого количества предприятий.

По мере необходимости, в условиях быстрого развития экономики с конца 1990-х годов создавались предприятия, так называемого, квазигосударственного сектора. Перед ними изначально ставились определенные задачи, под решение которых государством выделялись необходимые средства и, соответственно, эти компании находились под постоянным контролем соответствующих структур, в первую очередь, ФНБ «Самрук-Казына». При этом с самого начала было заметно, что государственные предприятия, работая в определенных секторах экономики, оказывают негативное влияние на развитие частного бизнеса в этих секторах, поскольку, опираясь на государственный административный ресурс, получают различные преимущества перед частными компаниями и занимают доминирующее положение на рынке. Поэтому, чтобы не мешать развитию частного предпринимательства, в Казахстане ограничивают участие государства в тех секторах экономики, где это не критично с точки зрения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества, использования и содержания стратегических объектов, находящихся в государственной собственности.

Для этого Правительством разработан и уже внесен в Парламент законопроект ««О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности». Для того, чтобы после проведения второй волны приватизации не происходило бесконтрольного создания новых госкомпаний, их «дочерних» и «внучатых» предприятий в законопроекте содержится норма, четко определяющая основания для их создания. При этом для действующих государственных предприятий вводится специальная норма, требующая согласования с антимонопольным органом для занятия новыми видами деятельности - это также сокращает возможности для государственного присутствия в различных секторах экономики.

Что касается эффективности управления активами ФНБ «Самрук-Казына», то здесь следует иметь в виду, что, с самого начала, перед Фондом ставилась задача управление собственными активами с применением лучших технологий корпоративного управления. То есть, в компаниях группы «Самрук-Казына» внедрен современный менеджмент, и это позволит им, после приватизации, успешно работать в соответствующих сферах.

Есть еще один вопрос, часто задаваемый критиками новой волны приватизации: как государство будет контролировать сохранение профиля деятельности приватизированными предприятиями? Ведь эти предприятия могли занимать доминирующее положение в своих сегментах рынка. И что будет, если они изменят профиль деятельности? Это предусмотрено правилами - в договор купли-продажи, который будет заключаться с победителями тендеров на продажу объектов госсобственности, включается обязательство покупателя по сохранению профиля деятельности предприятия в течение определенного времени.

Также определенные сомнения высказываются по поводу оценки объектов госсобственности, подлежащих приватизации. Например: не будут ли эти объекты продаваться по заниженным ценам, а также по сговору - определенным субъектам предпринимательства?

Чтобы исключить подобное, в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности», оценку всех объектов проводят профессиональные независимые оценщики, выбираемые на конкурсной основе продавцом. Отчет об оценке представляется в комиссию по приватизации и защищается перед этой комиссией. Решение по стартовой цене объекта принимается комиссией. Для того чтобы торги происходили справедливо, Правительством утверждены Правила электронных торгов, с помощью которых и проводится продажа объектов. Прозрачность проведения торгов обеспечивается тем, что продавец и покупатель не контактируют между собой, покупатели не взаимодействуют и не видят друг друга. Участников торгов видно только по аукционным номерам, возможность отслеживания хода торгов для неучаствующих в них лиц отсутствует, поскольку без ЭЦП и регистрации в личном кабинете вход в аукционный зал невозможен.

В целом, в соответствии с требованием Главы государства об открытости и честности при проведении приватизации, разработаны и законодательно утверждены все необходимые механизмы. В свою очередь, все законодательство в Казахстане проходит антикоррупционную экспертизу. Законодательством предусмотрено создание комиссии по приватизации, которая создается из представителей заинтересованных государственных органов. Комплексным планом приватизации на 2014-2016 годы в целях открытости и гласности предусмотрено включение в эти комиссии представителей Национальной палаты предпринимателей, защищающей интересы бизнеса. В этих же целях создана электронная торговая площадка, и объекты госсобственности обязательно должны продаваться на этой площадке. Реализация комплексного плана приватизации находится под постоянным контролем Правительства и общественности в лице Национальной палаты предпринимателей.

Сейчас читают