Проблема с поливом требует решения на государственном уровне - аким Жамбылской области

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ. 3 апреля. КАЗИНФОРМ /Галина Скрипник/ - Жамбылские крестьяне - жители Кордайского, Меркенского, Жуалынского, Байзакского районов с опасением ждут предстоящего сезона-2009. Вот уже несколько лет подряд не находит своего разрешения проблема с поливом, исходящая от соседнего Кыргызстана, не выполняющего условий соглашения по водопользованию,
None
None
сообщает корреспондент Казинформа.Деление стока протекающих по территории двух соседних республик рек Шу, Талас, Куркуреу-су и Аспара осуществляется по положениям, принятым еще в 1948 (реки Куркуреу-су и Аспара) и в 1983 году (реки Шу и Талас). Кроме того, имеется соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Шу и Талас, подписанное премьер-министрами обеих стран в 2000 году. Несмотря на все основополагающие государственные документы, на полях Жамбылской области из года в год складывается критическая обстановка с водообеспечением орошаемых земель, что ведет к потере урожайности и низкой рентабельности хозяйств трех районов, основной валовой продукт которых - сельскохозяйственный. В прошлом году урожайность зерновых колосовых составила в среднем 4,2 центнера с гектара, что значительно ниже всех предыдущих показателей.Ситуацию с выполнением межправительственного соглашения по водопользованию комментирует аким Жамбылской области Борибай Жексембин:«Существует целый ряд основополагающих документов, регулирующих водные отношения между двумя странами - соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас, от 21 января 2000 года; положение о комиссии Республики Казахстан и Кыргызской Республики по использованию водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования. В соответствии со статьей 4 соглашения за период с 1996 по 2008 годы Казахстаном на ремонт и содержание водохозяйственных объектов межгосударственного пользования выделено 422,4 млн. тенге, или более 3,5 млн. долларов США. На 2009 год предусмотрено 60 млн. тенге. Тем не менее, кыргызская сторона не выполняет условия положений о делении стока трансграничных рек, особенно в маловодные годы. В прошлом, маловодном, 2008 году по бассейну реки Шу казахстанская сторона недополучила причитающуюся долю стока, в результате чего сложилась крайне тяжелая обстановка с поливом орошаемых земель Кордайского и Меркенского районов на площади более 50 тысяч га. Кыргызская сторона в одностороннем порядке без какого-либо основания, не предупреждая казахстанских водопотребителей, неоднократно прекращала подачу воды по каналу ЗБЧК. Всего за вегетацию по этому каналу было подано Казахстану 8,9 млн. кубических метров воды, что составляет всего лишь восемь процентов от объема, предусмотренного положением о делении стока реки Шу от 1983 года. Вследствие этого списана почти половина площадей посевов сахарной свеклы и кукурузы на зерно. Общий водозабор для Жамбылской области из трансграничных рек Шу и Талас в 2008 году составил 45 процентов. Анализ поступления в регион воды из трансграничных рек за 2003-2008 годы показывает, что объем водозабора, начиная с 2006 года, постоянно уменьшается. Так, в 2006 году он составил 68 процентов, в 2007 году ? 67 процентов, в 2008 ? 45 процентов от причитающейся доли Казахстана, согласно действующему положению. Со своей стороны, для повышения водообеспечения орошаемых земель Меркенского района, подвешенных в головной части Меркенской ветки ЗБЧК, в Жамбылской области разработаны следующие проекты. Это капитальный ремонт Аспаринского подпитывающего тракта в Меркенском районе стоимостью 46,3 млн. тенге, а также реконструкция Аспаринского подпитывающего тракта в канал ЗБЧК Меркенского района стоимостью 712,8 млн. тенге. Проектами предусматривается переброска части стока реки Аспара в межгосударственный канал ЗБЧК, что даст возможность казахстанской стороне практически не зависеть от водоподачи кыргызстанской стороны. Необходимо содействие в решении вопроса финансирования проекта реконструкции Аспаринского подпитывающего тракта через республиканский бюджет. Территория Казахстана расположена в среднем и нижнем течении трансграничной реки Шу, и наиболее подвержена вредному воздействию вод в случае прохождения паводков и селей. Несогласованные действия при проведении строительных, ремонтно-эксплуатационных и других работ в русле реки способны нанести прямой или косвенный ущерб территории соседнего государства. Так, Кыргызская Республика без согласования с казахстанской стороной в русле реки Шу возвела защитные сооружения для отведения направления течения реки от своей территории на всей протяженности государственной границы с Казахстаном. Надо отметить, что государственная граница между Казахстаном и Кыргызстаном проходит по руслу реки Шу (кыргызское ? Чу). В результате действий кыргызской стороны река Шу меняет русло, размывает берега, разрушает местами полотно автомобильных дорог, существующие защитные дамбы населенных пунктов и другие объекты на территории Казахстана. Линия государственной границы на этом участке постепенно смещается в сторону Республики Казахстан. Касательно реки Шу разработаны и реализуются проекты за счет средств республиканского бюджета. Это «Берегоукрепительные и русловыпрямительные работы на реке Шу в Кордайском районе» сметной стоимостью 557 млн. тенге, из которых освоено 484 млн. тенге. По проекту «Берегоукрепительные работы по реке Шу в Шуском районе» стоимостью 679 млн. тенге в этом году планируется выделение 50 млн. тенге. В связи с тем, что в проекте, который реализуется в Кордайском районе, не учтены мероприятия, предотвращающие дальнейший размыв правого казахстанского берега реки Шу, затопление пойменных участков, защиту населенных пунктов Сортобинского и Карасуского сельских округов, дополнительно разработан проект по укреплению берегов и выпрямлению русла реки Шу в этих сельских округах стоимостью 264,6 млн. тенге. Для реализации данного проекта необходимо дополнительное выделение средств из республиканского бюджета на 2009 год. Для урегулирования возникающих проблем по использованию водохозяйственных объектов совместного пользования и межгосударственного вододеления считаю необходимым на межправительственном уровне рассмотреть вопрос о внесении ряда дополнений и изменений в соглашение от 2000 года», - сказал аким.
Сейчас читают