Председательство Казахстана успешно обеспечило сбалансированное наполнение всех трех корзин деятельности ОБСЕ - замдиректора КИСИ

фундаментальные правила игры, которые должны признаваться всеми участниками Организации с целью обеспечения более устойчивого и стабильного мира на континенте. Об этом в пятницу в Алматы на конференции «Итоги председательства Казахстана в ОБСЕ» сказала первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) Лейла Музапарова.
По ее словам, тупиковая ситуация вокруг контроля над вооружениями, превалирование гуманитарного направления в деятельности организации, наличие «замороженных» конфликтов на пространстве ОБСЕ и другие кризисные проблемы усиливали критический настрой в отношении перспектив ОБСЕ. Некоторые члены организации даже выдвигали предложения о ее роспуске. «И в этих сложных условиях наша страна предложила вполне конкретную программу своего председательства в ОБСЕ. Ключевыми направлениями казахстанского председательства стали выработка совместных механизмов для предотвращения возможных кризисных ситуаций, расширение и укрепление консенсусного поля по основополагающим вопросам безопасности, превращение ОБСЕ в структуру, признающую многообразие мира XXI века», - сказала Л.Музапарова.
«При этом ключевым стержнем казахстанского председательства стала идея Президента Н.Назарбаева о превращении ОБСЕ из европейско-атлантической организации в евро-азиатскую. Речь идет о формировании единого пространства безопасности в границах четырех океанов - от Атлантического до Тихого и от Северного Ледовитого до Индийского. Такой подход Главы Казахстана основан на его комплексном многостороннем видении глобальных процессов развития. Поэтому Казахстаном было предложено для введения в сферу международных отношений новое понятие «евро-азиатская безопасность», которое уже вполне гармонично вошло в практический лексикон политиков, дипломатов и экспертов-международников», - отметила политолог.
Замдиректора КИСИ также подчеркнула, что в результате изменилось восприятие границ зоны ответственности ОБСЕ, которое сегодня, безусловно, включает в себя и постсоветское пространство. Многоплановость и системность казахстанской стратегии председательства проявилась и в том, что в ее рамках был сделан упор на новых вызовах и рисках, с которыми сталкивается современный мир в начале 21 столетия. Прежде всего, это проблемы экономической, финансовой, социальной, экологической и информационной безопасности. «В течение года Казахстан как в качестве председателя ОБСЕ, так и на двусторонней основе оказывал большую практическую помощь двум проблемным странам центрально-азиатского региона - Кыргызстану и Афганистану. По всем заявленным Казахстаном приоритетам в рамках трех измерений ОБСЕ в течение года осуществлялась планомерная деятельность, которая принесла вполне конкретные результаты. В ОБСЕ оживились дебаты, появились новые идеи и подходы к вопросам укрепления ее работы. В частности, в течение года осуществлялась большая работа по формированию на платформе Организации новых подходов в целях обеспечения евро-атлантической и евро-азиатской безопасности», - сказала Л.Музапарова.
«Казахстан приложил на посту председателя ОБСЕ максимум усилий для укрепления доверия между ее членами, которые, несмотря на принадлежность к одной организации, разделены различными геополитическими интересами: с одной стороны, это страны, входящие в ЕС, НАТО или стремящиеся туда войти; с другой стороны, это страны, которые входят в ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Поэтому Казахстан с первого дня акцентировал внимание на недопущении возникновения новых разделительных линий на пространстве ОБСЕ, на формировании атмосферы доверия, а также на расширении и укреплении консенсусного поля по основополагающим вопросам», - сказала эксперт КИСИ.
По ее мнению, в этом смысле чрезвычайно важными являются инициативы Казахстана, которые обращены в будущее ОБСЕ. В частности, в целях укрепления доверия и интеграции в рамках существующих межгосударственных объединений по линии «Восток-Запад» Казахстан предлагает наладить взаимодействие между НАТО и ОДКБ, установить тесные взаимоотношения ОБСЕ с рядом азиатских интеграционных структур. Кроме того, Казахстан предлагает расширить число корзин и институтов ОБСЕ. В целом, по оценкам международных экспертов, председательство Казахстана в ОБСЕ стало важным событием не только в истории этой организации, но и знаковым моментом в развитии всей системы международных отношений.
«На наш взгляд, давая оценку председательства нашей страны в ОБСЕ в целом, можно с уверенностью констатировать, что председательство Казахстана успешно обеспечило сбалансированное наполнение всех трех корзин деятельности ОБСЕ на протяжении всего периода председательства в Организации. Конечно, после Астанинского Саммита, после острых дискуссий во время Саммита по наиболее болевым темам безопасности, стало ясно, что путь к достижению реальной безопасности на евразийском пространстве будет трудным и долгим. Тем не менее, ясно и то, что, несмотря на проблемы, с которыми сегодня сталкивается ОБСЕ, эта организация остается одной из немногих эффективных дискуссионных площадок в мире», - подчеркнула политолог.
В заключение Л.Музапарова особо отметила, что в период казахстанского председательства определился довольно значительный комплекс вопросов и болевых точек. «Теперь настало время выявить инструменты для их преодоления. В этой связи уместно вспомнить предложение Президента РК Н.Назарбаева о координации деятельности ключевых международных структур, без которой преодоление возникших трудностей в сфере безопасности едва ли будет возможно. В частности, на Астанинском Саммите Президент Н.Назарбаев предложил наладить работу по прогнозированию безопасности, учредив в Астане Институт безопасности. В этой связи директор КИСИ, доктор Б. Султанов заявил о готовности со стороны КИСИ к оказанию необходимой методической и практической помощи, в передаче своего опыта и актуальных наработок», - подытожила заместитель директора института.