Празднование Наурыза имеет древние корни - эксперт из Актобе

«Мы считаем праздник Наурыз своим, но корнями он уходит к традиции общечеловеческой, общемировой цивилизации. Корни этого древнего праздника восходят к зороастрийскому Новому году. Сохранить его удалось благодаря богатой ритуальной практике и прямой связи с хозяйственной деятельностью скотоводов-кочевников», - считает А.Бисембаев.
Человек еще в эпоху палеолита, в каменном веке начал наблюдать за природой и накапливать определенный объем знаний. И уже тогда он понял, что природа на земле подвержена цикличности. Накопленные знания о природе привели к тому, что человек от завоевателя стал производителем. В эпоху неолита человек переходит к скотоводству и земледелию.
По словам ученого, у народов эпохи бронзы и раннего железного века сако-сарматского времени, проживавших на территории Актюбинской области, можно встретить элементы культуры, связанные с обожествлением солнца, весны, возрождением природы.
К примеру, уникальные наскальные изображения с символами весны и плодородия в Актюбинской области встречаются в пещере Толеубулак у поселка Борлы и у зимовки Кайракты сай в Мугалжарском районе.
«Пещера Толеубулак с наскальными рисунками расположена в западных Мугаджарах (горы) и именно на противоположной стороне этих гор на восточной стороне есть валуны с наскальными изображениями. Эти две стороны древними художниками выбраны не случайно. Восток считался возрождением жизни, а запад - стороной ухода из жизни. Эти места символизируют как бы переход из одной стороны в другую. Конечно, нам сегодня не понять весь глубинный смысл этих рисунков», - говорит ученый.
Также он считает, что к обожествлению природной смены времен года человека подтолкнуло земледелие.
«Земледелие подтолкнуло человека к обожествлению постоянного природного цикла. Слово Наурыз означает «новый день», то есть «снова», «еще раз», «повтор». И совсем не случайно, что большей частью Наурыз коже состоит из растительных продуктов», - говорит А.Бисембаев.
Как отмечает эксперт, у казахов-скотоводов Наурыз мейрамы приобрел еще дополнительный смысл. На конец февраля и начало марта приходился самый проблемный отрезок зимы, который сопровождается падежом скота и буранами. Пережив и пройдя данный период времени года, казахи радовались, что, наконец, наступит лето, что ожидается переход на новое пастбище.
Известными исследователями-этнографами - С.А.Токаревым, Д.Дж.Фрэзером, Д.Кармышевой подчеркивалась важность весенних ритуалов, связанных с очень древними языческими поверьями и направленными на плодородие и благополучие.
«Подобную символику, еще и с числовой детерминативой имеет главное блюдо Наурыза - наурыз коже, приготовляемое именно из семи компонентов, и означающее пожелание достатка и изобилия в наступающем году. Продукты этого блюда, традиционные в пищевой практике кочевников, по сути, индикатор, показатель национального гостеприимства и щедрости. К этому примыкают особые поверья, связанные с приплодом скота в марте - «наурыз төл». Первый приплод скота этого месяца нуждается в особом уходе, подросших животных не дарят, хотя подарки скотом обычная практика для казахов. Такой скот используют для жертвоприношений во время айта или режут для семьи в торжественных случаях», - рассказывает А.Бисембаев.
Особое значение имели ритуальные запреты (в этнографии - табу) на неправедные действия - загрязнение природы, преступные деяния. Синонимом наурыза в мусульманской практике был термин «мухаррам», «тыйым» по казахски, точнее «запрет».
Рожденные в марте часто назывались в честь празника - Наурызбай, Наурызбек, Наурызгуль.
Интересно еще одно народное замечание, отраженное в выражении «әз болмай, мәз болмайды». В начале марта по народным поверьям по земле должен пройти гул, означающий, что природа и все живое снова обретают жизненную силу. Выражение дословно означает «пока не прошел «әз» (этот самый гул, особый звук), не радуйся».