Пояс новых возможностей...

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует конкурсную работу на тему «Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания». Подробности о конкурсе можно узнать по этой ссылке. 

Караваны в степи

Известный еще из школьных учебников истории загадочный и волшебный Великий Шелковый путь в моем детском воображении всегда ассоциировался с караванами верблюдов, коней и слонов, везущих из дальних таинственных стран редкие и неведомые товары. И если шелк, давший, собственно, имя этому первому известному торгово-экономическому межгосударственному сообществу купцов, продавцов и покупателей, давно перестал быть секретом и его научились производить другие страны, к моменту моих школьных лет появилось множество других товаров из далекой Поднебесной, которые также никто тогда не выпускал - фонарики, удочки, термосы, зонты. Этим первым детским впечатлениям уже около 50 лет.

null

А вот лет десять назад, уже в достаточно зрелом возрасте, я вновь соприкоснулся с дыханием Великого Шелкового пути. Журналистские пути-дороги привели меня тогда в небольшой районный центр Уилского района - село Уил. Обычный райцентр сельского типа, где из производств есть только предприятия коммунальной сферы, развита мелкая частная торговля, да работают бюджетные организации.

Но зато в этом селе, в 250 километрах от Актобе, есть уникальный памятник истории и архитектуры 19-го века - знаменитый историко-архитектурный комплекс «Караван-сарай». Как следует из архивных материалов, сюда весной и осенью на Кокжарскую ярмарку спешили купцы с товарами из Индии, Ирана, Турции, Китая, стран Центральной Азии, Англии, Российской империи.
null 

Сама ярмарка зародилась еще раньше, а в середине 19-го века здесь начали строить первые капитальные торговые лавки из красного жженого кирпича, которые и сейчас сохранились в том же виде. Весь комплекс представляет собой в эти дни площадь с несколькими рядами своеобразных торговых бутиков, где степнякам предлагали мануфактуру, пушнину, чай, сахар, посуду и многое другое. Здесь же закупали верблюжью и овечью шерсть, шкуры, козий пух, ковры. Комплекс был крупным торговым центром, где до сих пор стоят здания ярмарочного комитета, купеческие дома, гостиницы, подвалы, подземные ходы между постройками, мечеть.

...Я стоял перед торговыми лавками, вокруг которых два века назад кипела бурная ярмарочная жизнь, и мне казалось, что я слышу разноязычную речь торговцев, ржание лошадей и блеяние овец на скотном дворе, вижу торговые ряды с товарами из различных иноземных стран, Востока и Европы караван-сараи.
null

Для меня раньше было загадкой: почему именно в Уил, находящийся так далеко от областного центра, в степи, где нет ни нормальных дорог и инфраструктуры, спешили иноземные торговцы? Может, потому что имеющая многовековую историю Кокжарская ярмарка находилась на древнем Великом Шелковом пути, на стыке Европы и Азии? А, может, причина была в том, что два века назад Уил был крупнейшим населенным пунктом Западного Казахстана, местом активной торговли в регионе. Ведь Актобе тогда просто не существовало! Первый камень военного укрепления Актобе был заложен в 1869 году, в это время  Уил переживал период своего расцвета. Со временем центром общественной жизни стал Актобе, туда постепенно переместился и центр торговой активности Западного Казахстана. Так и происходило всегда в истории Великого Шелкового пути, когда менялась ситуация в регионе.  Ну а торгово-ярмарочный комплекс Уила, оставшись на степных задворках, превратился в памятник истории и архитектуры ХIX века.
null 

...Все эти детские и последующие впечатления, независимо от моей воли, вспоминаются, когда речь заходит об Инициативе «Один пояс, один путь», о возрождении Великого Шелкового пути.

Лично я думаю, что слово «возрождение» здесь не подходит. Ведь, Великий Шелковый путь никогда не уходил в небытие. Как верно кем-то сказано: Великий Шелковый путь был своеобразным объединением без признаков государственности и существовал он всегда с момента своего появления. Это словосочетание трех слов давно стало синонимом слова «торговля». Открытый, как торговый маршрут, Великий Шелковый путь в течение веков трансформировался в сотни разных маршрутов в зависимости от исторических и экономических условий - войн, конфликтов, природных катаклизмов, торговых преимуществ и т.д. Исчезали и появлялись новые города и государства, и торговые магистрали находили новые экономически выгодные маршруты, которые были нужны всем - и друзьям, и врагам.

Так было и в Казахстане. Просмотрев динамику появления новых маршрутов Великого Шелкового пути, я нашел в Интернете карту, на которой торговые пути, постепенно продвигались с юга Казахстана на север и запад. Эти караванные в свое время маршруты проходили и по территории Актюбинской области и далее, в находящиеся неподалеку древние города старый Сарай и Сарайчик, Россию и затем в Европу.  

В том же Сарайчике, или Сарайджуке, расцвет которого приходился на 13-14 век н.э., при раскопках обнаружены наборы посуды, каменные котлы, привезенные из Хорезма, многоцветные поливные кесе из нижневолжских городов, а также фрагменты чаш из очень дорогого зеленоватого китайского фарфора - селадона, за который «местные богачи давали целое состояние». Помимо разнообразных растительных орнаментов, украшавших изделия, облаков, птиц и так далее, на фрагментах чаш были обнаружены иероглифы. Также были найдены иранские и сирийские стеклянные кувшины, стаканы, лампы с росписями из разноцветных эмалей и золота.

О том, что тысячелетия назад племена саков, жившие на территории Казахстана, имели торговые связи с Китаем, Индией, Ближним и Средним Востоком, говорят найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, высокохудожественные изделия из Азии и Ирана.

 

Без прошлого нет будущего

Весь мой вышеприведенный исторический экскурс с описанием личного восприятия Великого Шелкового пути - этого, несомненно, значительного явления в развитии мировой цивилизации, приведен лишь для того, чтобы показать, что прошлое неотделимо от настоящего и тем более от будущего. Особенно, когда речь идет о таком феномене, как ВШП.

Если по известному слогану, реклама - двигатель торговли, то сама торговля - двигатель всего остального в этом мире. Без торговли не может существовать ни одно государство, даже самое закрытое. Именно поэтому система древнего Великого Шелкового пути живет и развивается во все времена. Расширяясь и обретая новые формы, распространяя достижения цивилизаций, мирового прогресса, вовлекая в свою орбиту новые территории и людей, которые находят себе занятие, работу, возможность зарабатывать хлеб свой насущный, Великий Шелковый путь становится настоящей реальной (не виртуальной) всемирной сетью.

Что касается Актюбинской области, то наш регион давно включен в систему современного Великого Шелкового пути, поскольку по его территории проходит трансконтинентальная автомагистраль «Западная Европа - Западный Китай», протяженностью 8445 километров от Санкт-Петербурга до Люньюньганя. Этот современный мегатранспортный коридор позволяет за полмесяца доставить груз из Европы до морских портов Китая, к Тихому океану, что в два раза быстрее морского пути. В настоящее время транзитный поток грузовых автофургонов из самых разных стран в обоих направлениях на актюбинском участке магистрали постоянно растет. К слову, введение в эксплуатацию актюбинского участка трассы вызвало серьезный мультипликативный эффект: вдоль дороги увеличивается количество субъектов малого бизнеса, предлагающих высококачественный сервис: кемпинги, гостиницы, пункты питания, торговли, техобслуживания и т.п.
null 

Актюбинская область первой в республике завершила строительство своего участка автодороги «Западная Европа - Западный Китай» протяженностью 358 километров. Произошло это осенью 2013 года. Символично, что именно в это время, в сентябре 2013 года, Председатель КНР Си Цзиньпин в Астане в рамках своего государственного визита в Казахстан впервые озвучил идею возобновления в Евразии древнего Шелкового пути в новом, современном формате, формирования «Экономического пояса Шелкового пути».

«Нурлы жол» и «Один пояс, один путь»

Во время своего выступления в Астане Си Цзиньпин отметил, что у стран Центральной Азии и Китая - общая стратегическая цель: стабильное развитие экономики, процветание и могущество государств. Он призвал общими усилиями формировать в Евразии новые модели сотрудничества и предложил пять необходимых мер для реализации «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП): политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами. В октябре 2013 года глава КНР предложил странам-членам АСЕАН идею совместного строительства «Морского Шелкового пути XXI века» (МШП). Обе инициативы - ЭПШП и МШП - и составляют общую стратегическую концепцию «Один пояс, один путь».

Президент Республики Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе своего государственного визита в КНР в 2017 году отметил, что Инициатива «Один пояс, один путь» позволяет формировать новую геоэкономическую парадигму и ее успешная реализация принесет пользу странам с суммарным населением 4,4 млрд человек - это большая половина населения Земли.

Казахстан - не только важнейший участник экономического пояса Шелкового пути, но и активный член Евразийского Экономического Союза - этой своеобразной буферной зоны между Китаем и Европой.

 - Новым смыслом наполняется идея создания единого экономического пространства «Большая Евразия». Экономический пояс Шелкового пути может выгодно связать платформы ШОС, ЕАЭС и Европейского Союза в единую региональную территорию процветания», - сказал Глава государства, - Провозглашенный подход «стабильность через совместное развитие» является сейчас привлекательной формой международного сотрудничества, отражающей экономические интересы десятков стран. В этой связи, сейчас, когда видны определенные контуры Шелкового пути, нужна совместная стратегическая координация этой макрорегиональной кооперации».

Деловое сотрудничество двух стран на основе взаимных интересов, совпадения целей Инициативы и государственной программы Казахстана «Нурлы жол», а также эффективное китайско-казахстанское партнерство - залог для успеха Инициативы «Один пояс, один путь».

Стратегии развития Китая и Казахстана соответствуют друг другу в высокой степени. В 2016 году правительства двух стран подписали «План сотрудничества по сопряжению строительства Экономического Пояса Шелкового пути и экономической политики «Нурлы жол». Согласно ему, стороны будут укреплять сотрудничество в большом спектре отраслей экономики, в том числе и новых.

Казахстан является крупнейшим торговым партнером Китая в Центральной Азии и вторым - в СНГ. Помимо сопряжения стратегий ЭПШП и «Нурлы жол», Казахстан является важным партнером Китая в сотрудничестве по производственным мощностям среди государств, находящихся вдоль «Одного пояса, одного пути». В партнерстве по производственным мощностям установился регулярный механизм сотрудничества, намечен 51 ключевой проект на общую сумму 27 млрд. долларов, серия крупномасштабных проектов уже приносит результаты.

В мае 2014 года в прибрежном городе Ляньюньган на востоке Китая введена в эксплуатацию китайско-казахстанская логистическая база. Казахстан получил важнейший выход к Тихому океану.  Увеличиваются объемы перевозок грузов через Казахстан в Европу и обратно. Растут товарооборот и экспортные поставки. Как отмечают международные эксперты, инициатива «Один пояс, один путь» выгодна всем странам-участницам проекта.

Казахстан - транзитная страна на пути железнодорожных маршрутов из Китая в Европу и обратно.

- Для эффективного освоения растущего транзитного потенциала Экономического пояса Шелкового пути необходимо последовательное облегчение прохождения товарных потоков через повышение уровня сервиса и устранение административных барьеров, по которому Казахстан принимает конкретные меры, - сказал Президент Казахстана. Кроме того, наш Глава государства подчеркнул важность развития сельскохозяйственной кооперации с целью обеспечения продовольственной безопасности стран, расположенных вдоль нового Шелкового пути.

На фоне продолжающихся негативных процессов в глобальной экономике мир, действительно, остро нуждался в таком новом драйвере для стимулирования международной кооперации, как возрождение Великого Шелкового пути в новом формате. Освоение транзитного потенциала нашей страны может и должно повлечь за собой наращивание экспортного потенциала во всех, даже нетрадиционных, отраслях экономики.

  - Реализация инициативы «Один пояс, один путь» позволяет по-новому позиционировать целые регионы, в том числе Центральную Азию в глобальном контексте», - отметил Нурсултан Назарбаев.

Геоэкономическое положение Казахстана делает его главным мостом между крупнейшими рынками мира, своеобразным порталом в европейскую часть континента. Инициатива «Один пояс, один путь» предоставляет нашей транзитной стране огромные стратегические возможности для реализации государственной программы «Нурлы жол» и пяти социальных инициатив Президента РК.

Действительно, от древнего Великого Шелкового пути, по сути, осталось только красивое романтическое название. Сейчас степные и пустынные дороги с колодцами, караван-сараями на пути следования, навьюченные верблюды, многомесячные переходы от одного торгового города до другого переформатируются в настоящую трансконтинентальную сеть высокоскоростных автомобильных и железнодорожных магистралей с современными объектами придорожного сервиса, морских, воздушных путей, в межгосударственную систему трубопроводов, линий электропередачи и информационных каналов.

Это, безусловно, новый пояс новых реальностей и новых возможностей, который призван превратить страны-участницы проекта в «единую региональную территорию процветания».


Автор:  Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ, заместитель главного редактора областной газеты «Актюбинский вестник»                                          

Сейчас читают