Постановка оперы «Абай» состоялась в Астане
В главной партии Айдара, ученика Абая, на сцену впервые вышел тенор Рамзат Балакишиев, для которого спектакль «Абай» является любимейшим из всех национальных оперных постановок театра. Для солиста важно в полной мере раскрыть эмоциональное состояние его героя и как можно лучше донести до зрителя внутренние переживания Айдара.
«К этой опере я испытываю глубокую, безусловную любовь, она мне близка как никакая другая. Вероятно, оттого, что я родился в Казахстане и у меня казахский менталитет. Потрясающей красоты музыка классиков Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди проникает глубоко в сердце, и еще мне очень нравится стиль написания этих поистине великих композиторов. Приводя определенный пример из партитуры, в музыке этого произведения встречаются моменты, как будто скачет лошадь. А сам я очень люблю верховую езду, особенно галоп. И этот темп галопа так заряжает, что возникает ощущение, что я скачу на лошади по бескрайним просторам степи. «Абай» можно назвать чудом национальной оперы, это просто невероятный спектакль, в который вложен труд поистине грандиозных людей. И всем, кто был причастен к постановочному процессу, я говорю огромное спасибо. Маэстро Алан Бурибаев, проделавший колоссальную работу над музыкальным началом, художники Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино, создавшие великолепные декорации и костюмы», - делится солист.
Также Рамзат Балакишиев отметил, что режиссер-постановщик Джанкарло дель Монако сумел глубоко раскрыть незнакомую ему до этого оперу неизвесной для него культуры, постичь национальный дух не только снаружи, но и изнутри, словно ее ставил казахский аксакал.
«Мне выпала огромная честь принимать участие в постановке с момента подготовки премьерных спектаклей, когда я готовил партии Азима и Нарымбета. Некоторые советы маэстро дель Монако я до сих пор помню и активно применяю в своем творчестве. Также в исполнении этой оперы и других казахских национальных опер следует особо выделить важность смысловой нагрузки в тексте. Казахский язык – это поэтический язык, для которого характерно особое богатство образов и эту образность можно интерпретировать по-разному, вплоть до красок отдельных слов, их значений и восприятия в целом. Вследствие этого зачастую в словах нет прямого перевода на другие языки, а есть контекст. Кроме того, в оперу включены песни, написанные рукой самого Абая, и петь эти песни – особая ответственность для меня, как и для любого казахстанца. К тому же в данном случае мой герой Айдар – поэт, в своих строках он поднимает насущные темы, которые волнуют народ. И поэтому при подготовке мне необходимо обратить особое внимание на слова, которые он произносит на протяжении действия, чтобы все получилось выверенно точно», - рассказал Рамзат Балакишиев.
В этот вечер в спектакле состоялось еще два дебюта: партию бия Жиренше, человека со старыми устоями, который противостоит великому поэту, философу и просветителю Абаю, борцу за торжество добра и справедливости, подготовил баритон Алтынбек Абильда, а образ родственника Жиренше Нарымбета представил тенор Артур Габдиев.
Днем ранее, свои интерпретации Айдара, Жиренше и Нарымбета публике представили Меир Байнеш, Талгат Галеев, Ерулан Камел.
В заглавной партии Абая в разные дни на сцену вышли ведущие солисты, звезды казахстанского классического вокала Жанат Шыбыкбаев, Талгат Мусабаев, а образ возлюбленной Айдара Ажар воплотили блистательные оперные примы Жаннат Бактай, Салтанат Ахметова. Азим – Беимбет Танарыков, Карлыгаш – Татьяна Вицинская, Салтанат Муратбекова, Кокбай – Ержан Саипов, Сырттан – Болат Есимханов, Шынгыс Расылхан, Мес – Хайдар Мустапин, Нурлыбек Коспармаков.
Работу с хором осуществил главный хормейстер театра – Ержан Даутов, балетмейстеры-постановщики – Турсынбек Нуркалиев, Галия Бурибаева, ассистент режиссера-постановщика – Еренбак Тойкенов, директор оперной труппы – Азамат Желтыргузов.
Побывал на постановке оперы «Абай» в театре «Астана Опера», где встретился с творческим коллективом и министр культуры и спорта Асхат Оралов.
«Театральное искусство в нашей стране должно очень высоко цениться. На прошлой неделе я ездил в отдаленный район Туркестанской области (Жетысай), где посещал драмтеатр им. Курманбека Жандарбекова. И как итог той рабочей поездки – данный театр получит увеличенное финансирование и также творческому коллективу будут обеспечены гастроли», - поделился министр культуры и спорта Асхат Оралов в Facebook.