Пора рассматривать вопрос о внедрении европейской практики в работу аэропортов – Серик Жумангарин

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Пора рассматривать вопрос о внедрении европейской практики в работу казахстанских аэропортов. Такое мнение высказал председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин в ходе дискуссии на площадке «TALAP Talks», передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Что такое услуги аэропорта? На сегодняшний день это 64 услуги, из них четыре находятся в сфере естественных монополий: взлет-посадка воздушного судна; обеспечение авиационной безопасности; предоставление места стоянки на базовом аэродроме и сверхнормативной. Это, по-моему, регулируется не Комитетом по регулированию естественных монополий, а передано Комитету гражданской авиации. Общественно-значимые рынки, это: посадка-высадка посредством только телескопического трапа; аренда помещений аэропорта в рамках перевозочного процесса – для различных служб, для авиакомпаний, рабочего места для регистрации – это стойка регистрации пассажиров; обработка грузов и обеспечение авиа-ГСМ. И 55 нерегулируемых услуг, где цена назначается самим аэропортом. Вся «международка» нерегулируемая на сегодняшний – это мы в свое время сделали, чтобы дать аэропортам какую-то возможность получать дополнительный кэш-фло», – сказал С. Жумангарин.

По его словам, некоторые авиакомпании, такие как «Эйр-Астана» и «Скат» оказывают себе услуги в аэропортах сами. Это позволяет им экономить определенные средства.

С. Жумангарин отметил, что в структуре цены авиабилетов до 30 процентов занимает авиатопливо, 18-22 процента техобслуживание воздушных судов, 7-15 процентов аэропортовское обслуживание, расходы на персонал. Услуги «Казаэронавигации» составляют около 2 процентов.

Как сообщил С. Жумангарин, для стран Европейского Союза действует директива, требующая наличия в крупных аэропортах не менее двух организаций по наземному обслуживанию, в том числе по топливо-заправке. При этом одна из этих организаций не должна быть связана ни с аэропортом, ни с авиакомпанией. То есть, по европейскому стандарту в казахстанских аэропортах необходимо наличие еще одной организации, кроме самого аэропорта и авиакомпаний. К аэропортам Нур-Султана и Алматы эта норма уже может быть применена.

По мнению С. Жумангарина, уже настало время рассматривать вопрос о внедрении европейской практики в работу казахстанских аэропортов. В настоящее время у поставщиков наземных услуг ограничен доступ на территорию аэропорта, многие услуги оказывает либо аэропорт, либо авиакомпания. Также важным вопросом является цена на авиатопливо, поскольку посредники повышают цену до 40 процентов, а аэропорты доводят наценку до 95 процентов. В результате цена на топливо возрастает от 60 до 100 процентов. Такая ценовая политика создает проблемы для авиакомпаний, которые дозаправляют свои суда в Казахстане, что препятствует использованию значительного транзитного потенциала страны.

Сейчас читают