Поправки в Закон «О государственной службе» направлены на повышение эффективности работы государственных органов - депутат Мажилиса Анатолий Пепенин

АСТАНА.  25 июня. КАЗИНФОРМ  - Для успешного развития любой страны огромное значение имеет эффективность работы государственного аппарата. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уделяет особое внимание вопросам совершенствования государственного управления. В своём Послании народу  «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года
None
None

Глава государства поставил важнейшую задачу подготовки политического класса управленцев, создания высококвалифицированного кадрового корпуса, стратегического резерва современных специалистов.

О новом законопроекте, направленном на дальнейшее развитие и улучшение законодательной базы для работы системы государственного управления, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает депутат Мажилиса Парламента РК А.С.Пепенин.

- Анатолий Сергеевич, как складывалась правовая база для государственной службы в нашей стране после обретения независимости?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что вопросы реформирования государственной службы - это очень важно, поскольку от госслужбы зависит, в конечном счете, успех всех реформ в нашем обществе.

Мне пришлось участвовать в становлении государственной службы в Казахстане с самого начала её организационного оформления. Ещё в первой половине 90-х годов группа специалистов, совместно с Программой «Тасис», изучала опыт государственной службы европейских стран и США. Я участвовал в разработке нормативных правовых актов, касающихся госслужбы. Первым нормативным актом, заложившим основу формирования системы государственной службы в Казахстане, стал Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 26 декабря 1995 года №2730 «О государственной службе». Указом были определены принципы организации государственной службы, вопросы поступления на госслужбу, её прохождения и правового положения госслужащих. Госслужащим присваивались квалификационные классы в зависимости от занимаемой категории. И довольно значительными были меры социальной защиты.

- Какую роль сыграл действующий Закон Республики Казахстан «О государственной службе»?

- Этот Закон, принятый в июле 1999 года, позволил сформировать современную модель государственной службы, которая, особенно в последние годы, все больше ориентируется на профессионализм в работе госслужащих, оказание качественных услуг населению, понимание каждым чиновником того, что он - слуга народа.

Тем не менее, Президент Н.А.Назарбаев не раз обращал внимание на необходимость дальнейшего повышения уровня профессионализма и качества работы госслужащих, тщательного подхода к подбору и расстановке кадров в государственном аппарате, усилению борьбы с коррупцией. Все это требовало принятия соответствующих системных мер на законодательном уровне.

В результате совместной работы Агентства по делам государственной службы с государственными органами, Канцелярией Премьер-министра и Администрацией Президента была подготовлена Концепция новой модели государственной службы, которая 21 июля 2011 года утверждена Указом Президента.

В Концепции указаны меры, обеспечивающие, прежде всего, построение эффективной системы управления человеческими ресурсами в системе госслужбы, высокое качество оказания государственных услуг, повышение эффективности работы государственных органов и, конечно же, совершенствование этических норм поведения госслужащих.

Главная задача, которая ставится в Концепции - повысить уровень доверия населения к работе государственного аппарата. В целях реализации Концепции, разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы». Он должен быть внесен на рассмотрение Мажилиса в ближайшее время.

- Какие новые подходы предусматривает законопроект, разработанный в целях реализации выше обозначенной Концепции?

- Прежде всего, принципиально меняется механизм поступления на государственную службу. Теперь единственным источником кадров для госслужбы становится кадровый резерв, формируемый Агентством по делам государственной службы и его территориальными подразделениями из претендентов, обладающих соответствующими квалификацией, знаниями и способностями. Прием на конкретные должности будет осуществляться исключительно из этого кадрового резерва, но уже по результатам конкурсного отбора, проводимого у себя каждым госорганом. Законопроектом также предусматривается исключение прав на занятие административной госслужбы  вне конкурсного отбора отдельным категориям граждан. Это, в частности, депутаты Парламента, депутаты маслихатов, политические госслужащие, судьи, которые прекратили свои полномочия. То есть, они могут быть включены в кадровый резерв Агентства без тестирования, но попасть на административную должность смогут, только приняв участие в конкурсе конкретного госоргана. Занятие административной должности в порядке перевода предполагается ограничить только перемещениями внутри государственного органа. Исключение - переводы в ряд госорганов, которые определит Глава государства в Указе «О порядке прохождения госслужбы». Предусматривается также внедрение института ежегодной оценки деятельности государственных служащих, направленной на установление их профессиональной компетенции и достижения конечных результатов работы.

Аттестация административных государственных служащих будет проводиться только в случаях получения госслужащим неудовлетворительных результатов оценки по итогам трех лет.

- На какие категории будут делиться государственные служащие?

- Новшеством является введение управленческого корпуса «А». Вертикаль будет состоять из трех уровней - политические госслужащие, управленческий корпус «А» и иные государственные служащие. Корпус «А» вводится для формирования управленцев, обеспечивающих реализацию политики, формируемой политическими госслужащими, а так же взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением. Для отбора в корпус «А» и их карьерного продвижения будет сформирована Национальная комиссия. Кадры в корпус «А» будут подбираться из кадрового резерва, но должны соответствовать специальным квалификационным требованиям. На них предполагается распространить механизм ротации.

Хочу также заметить - очень важно, что законопроектом предусматривается значительное усиление кадровых служб госорганов. Во-первых, они становятся самостоятельными подразделениями и преобразуются в службы управления персоналом с прямым подчинением ответственному секретарю, либо руководителю аппарата, либо, при их отсутствии, первому руководителю. Впервые планируется утвердить типовое положение о службе управления персоналом. В регионах предусматривается возможность создания единых служб управления персоналом для  исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, а так же территориальных подразделений центральных исполнительных органов либо их ведомств.

- Будут ли в Законе «О государственной службе» содержаться нормы о служебной этике госслужащих?

- Да, нормы служебной этики будут включены в специальный раздел. В нем, на законодательном уровне, закрепляются действующие в настоящее время  нормы Указа Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года N 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан».  Будет создана двухуровневая система этики государственной службы. На первом уровне определяются общие стандарты поведения госслужащих. На втором  уровне госорганы разработают более детализированные правила и нормы поведения. Устанавливаются обязанности госслужащих к антикоррупционному поведению. Ограничивается поступление на госслужбу лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. Вносятся поправки по вопросам конфликта интересов.

В целом, можно отметить, что предлагаемые в законопроекте изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О государственной службе»  актуальны и будут способствовать  дальнейшему совершенствованию законодательства в этой важнейшей области.

- Спасибо за беседу.

Сейчас читают