Почему нельзя запускать петиции с требованием снять акимов или министров
На вопрос, почему в проект закона была включена такая мера, ответил председатель Комитета по делам гражданского общества Министерства информации и общественного развития РК Мадияр Кожахмет. По его словам, назначения и снятие с должностей, относящихся к ведению Президента, Палат парламента и Правительства РК и так предполагают вовлечение общественности.
«Назначение членов Правительства происходит с участием партий, победившими на выборах депутатов Мажилиса, что косвенно предполагает взаимодействие с населением в этом вопросе», - сказал он во время пресс-конференции в здании партии «AMANAT».
Вместе с тем, он подчеркнул, что в настоящее время в Казахстане проводятся выборы акимов сельских округов и выборы акимов районов.
«Население избирает депутатов, есть императивные мандаты. Эти механизмы предполагают вовлечение ответственности, они более эффективно действуют в этом направлении. Так как эти инструменты не актуальны, мы посчитали не включать назначение и снятие должностей в перечень тех вопросов, которые рассматриваются в рамках петиций», - пояснил Мадияр Кожахмет.
Ранее сообщалось, что депутаты Мажилиса Парламента РК приняли во втором чтении закон «Об общественном контроле». В законопроекте определены вопросы, которые не могут быть предметом петиции:
- вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, посягать на конституционный строй и общественную нравственность;
- изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы её правления, а также основополагающих принципов деятельности государства, заложенных первым президентом РК, и его статуса;
- административно-территориального устройства и границ государства;
- досудебного расследования и правосудия;
- высшего надзора органов прокуратуры;
- внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;
- уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях;
- обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
- амнистии и помилования;
- назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению президента, палат парламента и правительства РК;
- выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан;
- регулируемые законодательством о выборах и республиканском референдуме;
- государственных символов;
- статуса государственного языка;
- изменения функций государственных органов;
- об отмене и изменений решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации.