Почему Алматы отмечает 1000-летие

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Как известно, в этом году Алматы отмечает свое тысячелетие. Эта новость, которая не сходит с уст жителей Алматы, да и всего Казахстана, с 2015 года, порождает у некоторых наших сограждан скепсис. Корреспондент МИА «Казинформ» решила узнать у экспертов музея истории города Алматы о «тысячелетней истории южной столицы».

Экскурсию по музею провели ученый – секретарь объединений музеев Алматы Мурат Нурпеисов и заведующая отделом Верненского периода музея истории города Алматы Гульмира Билялова.

- Мурат Магалович, расскажите, с чего все началось? Почему Алматы может называться городом с тысячелетней историей?

- Я бы хотел начать с того периода, который известен мне. Большой вклад в проведении тысячелетия и вообще в саму постановку вопроса о тысячелетии внес именно музей истории города Алматы. Он был открыт в 2002 году по инициативе Ауэзова Ерболата Кудряновича, который впоследствии долгие годы был директором музея. В 2002 году город был накануне 150-летнего юбилея со дня основания Верного. Когда встал этот вопрос, мы обратились к академику Карлу Байпакову. Он тогда сказал: «Как это 150 лет? Алматы уже порядка 1000 лет!». То есть сама формулировка «1000-летие Алматы» принадлежит академику Байпакову. В то время уже были известны нумизматические материалы. Монеты были найдены в середине 70-х годов и прочитаны, а затем опубликованы. На них была надпись, что «дирхем был чеканен в балад Алмату» (прим. По разным источникам древнее название Алматы слегка различается, «балад» - синоним слова «город», «район», «область»).

Первая монета была найдена на территории Военного института, рядом есть остатки древнего поселения. На этой территории часто обнаруживают исторические артефакты. В «Горном Гиганте» тоже порой находят исторические вещественные доказательства.

Академик Байпаков сформулировал парадигму: когда мы говорим, что Алматы 1000 лет, мы имеем в виду время, когда на этой территории возник именно город, а не поселение. Город – это, прежде всего, центр торговли, ремесла и административно-политической власти. Такой город, по мнению Байпакова, возник в Х в . н.э. С этого времени можно считать, что существовал город. Есть и письменные источники, но они весьма скудны. Были проведены несколько конференций с участием международных ученых. На них было доказано, что городу уже тысяча лет. В 2014 году ученые обратились к акимату города Алматы с предложением празднования тысячелетия. Потом уже было обращение в ЮНЕСКО о том, чтобы включить в календарь памятных дат данное событие. В 2015 году ЮНЕСКО включила юбилей Алматы в свой календарь.



Монеты, отчеканенные в Алматы. Серебро. 1287-1288 гг.


- Если монеты были найдены еще в 70-е годы прошлого века, почему тогда не подняли вопрос о многовековой истории города?

- Понимаете, для этого нужна заинтересованность. А в 70-е годы юбилеями городов Казахстана никто не занимался. Сами понимаете, что в те годы это не было актуально. Юбилеи начались с Туркестана, Тараза, потом уже и Алматы.

Подпись к фото: Водопроводные трубы. Керамика. Талгар. 10-12 вв. н.э.
- Вообще, логично предположить, что на таком богатом на пастбища, реки и леса месте и в древние времена могли быть поселения.

- Да. Любая обжитая территория привлекает внимание. Ведь когда майор Перемышельский пришел сюда выбирать место, сначала выбрал Талгар. Позже он напишет, что осмотрев Малое и Большое Алматинское ущелье, пришел к выводу: по рекам, площади пашни, наличию леса эти ущелья преобладают над Талгаром.

Сосуды. Керамика. Жетысу. 10- 12 вв. н.э.

- История Алматы как города не была непрерывной?

- Да, утверждать, что город имеет непрерывную тысячелетнюю историю, не приходится. Однако оседлая жизнь здесь не прекращалась, хоть это и была в какое-то время не городская жизнь, а поселенческая. На этом месте был крупный казахский аул, в котором жили дулаты. Об этом пишут русские военные источники.

- Были времена, когда прекращалось существование города.

- Там был целый комплекс факторов. В первую очередь, это походы эмира Тимура. Тогда здесь многое было уничтожено. Потом эти города не восстановились, так как попросту не было заинтересованности правителя чагатаидов. А почему не было заинтересованности? Потому что уже в то время Великий Шелковый путь немного поменял свой маршрут и в последующем, уже из-за развития морской торговли, пришел в упадок. Эти факторы и способствовали исчезновению городов этой линии, не только Алматы. Я вам больше скажу, даже Тараз в какое-то время прекращал существование. Об этом мало кто знает. Я сам об этом узнал, будучи студентом исторического факультета. Сейчас об этом мало кто пишет. Если бы у Алматы была непрерывная история, осталось бы очень много артефактов, и никто не посмел бы усомниться в возрасте города. Новый этап, когда здесь опять появился город, связан с Верненским периодом.

По словам заведующей отделом Верненского периода музея истории города Алматы Гульмиры Биляловой, период средневековья до сих пор мало изучен. Потому что рукописные сочинения иранских, персидских, маньчжурских источников тяжело переводить. Еще одна проблема заключается в поиске – они разбросаны по всему миру.

«До 20-х годов ХХ века была повальная грамотность, хотя и говорят, было 90% неграмотных, и обосновывали это тем, что коренное население не знало русскую грамматику. Тогда многие владели арабской письменностью. Потом, как Вы знаете, была латиница и затем уже кириллица. Я считаю, что одна из причин пробелов в нашей истории происходит по этой причине. Одним из источников, из которого мы узнали об Алмату, что здесь были города в 10 веке, является рукопись Мухамеда Хайдара Дулати «Бабур-наме», которая хранится в музее университета Кашмира в Индии. Это, может быть, лишь один из тысячи источников, который смогли перевести», – говорит специалист.

«Вообще, у нас очень много археологических памятников бронзового, железного века, а вот с периода первых крупных городов намного меньше. Конечно, время от времени находят клады, остатки городов, кузниц в городах», – резюмирует Г. Билялова.





Сейчас читают