Отечественные инвесторы проявляют большой интерес к реализации концессионных проектов - Центр ГЧП

АСТАНА. 23 января. КАЗИНФОРМ /Айгуль Тулекбаева/ – Уже два года, как в нашем деловом лексиконе появилась аббревиатура ГЧП – «государственно-частное партнерство». ГЧП является признанным в мире инструментом взаимодействия бизнеса и государства, позволяющим привлечь частные инвестиции для решения социально-экономических задач.
None
None
Наиболее успешный опыт в этой сфере у Великобритании и Австралии. В Казахстане этот механизм внедряется поэтапно. Два года назад в нашей стране был принят закон «О концессиях». Пилотными проектами в области концессии стали строительство железнодорожной линии «Шар - Усть-Каменогорск» и линии электропередач «Северный Казахстан - Актюбинская область». Для изучения опыта в области развития ГЧП был создан специализированный центр, призванный обеспечить качество оценки и экономической экспертизы концессионных и бюджетных инвестиционных проектов. О его деятельности и о развитии института ГЧП в Казахстане - в нашем интервью с заместителем председателя АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Кайратом Тилебалдиновым. ? Первые концессионные проекты в Казахстане реализуются в основном в сфере железнодорожного транспорта, так, например, строительство и эксплуатация новой линии «Станция Шар - Усть-Каменогорск» идет по этому принципу. Какая выгода от этого концессионеру, и не потеряет ли от такой сделки государство? ? Этот проект ? первый, позволивший частному инвестору зайти в сферу государственного регулирования. Согласно концессионному договору концессионер строит, эксплуатирует, после чего передает железную дорогу в собственность государства.После эксплуатации данная железнодорожная ветка будет включена в состав магистральной железнодорожной сети Казахстана (МЖС). Как известно, железнодорожные магистрали в Казахстане являются объектами стратегического значения, и не подлежат передаче в частную собственность. В данном же случае проект предполагает возможность концессионера получать выгоду за взимание платы за грузо- и пассажироперевозки в течение всего периода эксплуатации дороги.Государство, в свою очередь, получает готовую железную дорогу. К тому же концессионер обязуется обеспечить высокое качество предоставляемых услуг.В случае строительства линии «Станция Шар-Усть-Каменогорск», преследуются и общеэкономические выгоды. В первую очередь, сокращается расстояние перевозки, что позволяет предприятиям экономить время и работать более эффективно. С другой стороны, экономия времени в пути вызовет рост потока грузов, а значит, увеличиваются доходы предприятий и населения, создаются новые рабочие места. Концессия также положительно влияет на рост экономики региона: в период строительства объекта создается дополнительный спрос на материалы, работы субподрядных организаций, сопутствующие услуги. Конечно, в условиях финансового кризиса данные экономические выгоды могут быть не столь очевидны, но при прочих равных условиях (в долгосрочном периоде) они ощутимы. ? Кайрат Рахатович, Правительство РК недавно расширило перечень объектов, предлагаемых к реализации по схеме концессии на 2007-2009 годы. Что можете сказать по этому поводу?? В этот перечень были дополнительно включены следующие объекты: строительство (реконструкция) и эксплуатация участка «Алматы - Капшагай», реконструкция и эксплуатация участков «Алматы ? Хоргос», «Астана - Караганда», строительство и эксплуатация дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога» (БАКАД).Посредством концессии планируется решить актуальные проблемы отрасли, увеличить пропускную способность дорог, улучшить инженерное обустройство, ? одним словом, обеспечить более комфортное, безопасное движение для пользователей.Добавлю, что выгод от реализации проектов на самом деле значительно больше. Одним из самых важных, наверное, является частичное решение социальных вопросов, связанных с занятостью населения в регионе, ? как путем создания новых рабочих мест, так и посредством развития малого и среднего бизнеса, например, за счет развития придорожной инфраструктуры.- Значит ли это, что данные участки дорог будут платными? Если да, то какая оплата предусматривается за проезд? ? Как вы знаете, споров о том, делать или не делать дороги, построенные на концессионной основе платными, было много. В результате летом 2008 года из закона «Об автомобильных дорогах» была исключена норма, согласно которой платные автомобильные дороги должны были создаваться с учетом наличия альтернативного бесплатного проезда.Данное изменение обусловлено, прежде всего, тем, что концессионер должен оправдать капиталовложение в строительство объекта. Во-вторых, большинство проектов предусматривает не только строительство, но и обслуживание объектов до конца срока концессии. А это тоже предусматривает капиталовложения, которые инвестор должен оправдать.Другое дело, что должна быть дифференциация данной платности. В частности, для социально-уязвимых слоев населения, граждан, живущих в населенных пунктах вдоль данной дороги законодательно предусмотрены льготы за проезд по автомобильным дорогам.Что же касается суммы оплаты, то это вопрос, считаю, нужно адресовать профильным министерствам. ? Как Вы считаете, проявляют ли наши предприниматели интерес к проектам, реализуемым в рамках ГЧП, или же только иностранные инвесторы изъявляют желание участвовать в этих проектах?? Отечественные инвесторы проявляют не меньший интерес, точнее будет сказать ? больший интерес. Из 7 действующих концессионных проектов 6 реализуются казахстанскими компаниями. ? Мы знаем, что в рамках ГЧП существует несколько механизмов финансирования объектов государством и частным сектором, различные условия договора между сторонами, какая из этих форм наиболее приемлема для Казахстана? ? Самый распространенный механизм ? проектное финансирование, которое подразумевает собой привлечение средств из различных источников, в том числе собственных средств частной компании, ее акционеров, бюджета и заемных средств. В данном случае соотношение заемных и привлекаемых средств к собственным может составлять 80/20.Такая форма финансирования используется и в казахстанских концессионных проектах. По нашему законодательству обьем собственного капитала концессионера должен быть не менее 20 % от стоимости проекта, предусмотрены также меры господдержки: это финансовое участие государства в проекте и привлечение долгосрочных заемных средств. Стоит сказать, что инвестировать в концессионные проекты могут и участники рынка ценных бумаг - пенсионные фонды, страховые компании, банки и другие финансовые организации. В качестве источника погашения кредитных ресурсов инвесторы рассматривают будущие доходы от реализации услуг созданного объекта. Отмечу, что механизм проектного финансирования требует тщательной оценки и распределения рисков между участниками. Главный принцип здесь - каждый вид риска следует отдать в управление той стороне, которая может наиболее эффективно контролировать или управлять им. ? Ваш Центр налаживает контакты с зарубежными организациями. Чей опыт в этой сфере представляет наибольший интерес?? В первую очередь нам интересны достижения стран, имеющих многолетний опыт партнерства государства и частного сектора в инфраструктурных проектах - Великобритании, Испании, Франции и ряда других. Рациональное звено здесь ? поиск принципов и условий долгосрочного успешного сотрудничества, проверенные временем правовые и институциональные основы ГЧП в таких странах. Ведь они могут быть применены и у нас. Также немалый интерес вызывают страны, которые ввели институт ГЧП сравнительно недавно. В данном случае мы находим как общее сходство направлений, так и уникальное, прогрессивное, то, что можно взять на заметку. Вместе с передовой практикой мы изучаем и негативный опыт, несостоявшиеся, «провальные» проекты. Это позволяет более тщательно и объективно подойти к разработке политики привлечения частного сектора с учетом допущенных, как государством, так и частными компаниями ошибок.Что касается сотрудничества, то в 2008 году мы подписали три меморандума о взаимодействии и сотрудничестве с такими специализированными организациями по вопросам ГЧП, как Миссия по поддержке реализации партнерских контрактов (Франция), Европейский центр государственно-частного партнерства Венгрии; Центр ГЧП Внешэкономбанка РФ. В ближайшее время планируется подписание меморандума со специализированной организацией по вопросам ГЧП Великобритании ? Партнерство Великобритании (Partnerships UK).Также мы активно сотрудничаем с такими международными организациями, как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Европейская экономическая комиссия ООН. - Спасибо за интервью.
Сейчас читают