Отчего светился по ночам мавзолей супруги батыра Алпамыса
В легендах об Алпамыс батыре подробно рассказывается о его супруге Гульбаршын. Но о том, где Гульбаршын умерла, высказываются разные предположения. Сообщается, что находившийся вблизи села Томенарык в Жанакорганском районе мавзолей Коккесене и есть место захоронения Гульбаршын. Во многих источниках говорится о том, что ее отец - бай Кармыс, правил в древнем городе Озгент, который находился вблизи современного одноименного села на территории Жанакорганского района.
Мавзолей Коккесене сохранялся до 30-х годов прошлого столетия. За многие века под действием ветра и осадков стены его разрушались, и пришли в негодность. Мавзолей полностью разрушился.
Известный казахский литератор Беимбет Майлин оставил подробные описания мавзолея Коккесене. В своей статье «Культурное наследие», опубликованной в газете «Еңбекші қазақ», писатель высказал свое мнение о том, что этот памятник нужно защитить. Но к нему никто не прислушался.
Немало сведений о мавзолее Коккесене оставил жанакорганский журналист и писатель Адырбек Сопыбеков. В книге об истории района «Обновленный Жанакорган» он упоминал Баршынкент, о котором говорилось в трудах академика Алькея Маргулана.
«Во многих исследованиях отмечается, что Баршынкент находился на правом берегу Сырдарии. Некоторые говорят, что и мавзолей Коккесене находился неподалеку. Эти рассказы, похоже, близки к истине. Когда Гульбаршын умерла, ее ведь не повезли хоронить в безлюдную степь. Похоронили на одном из кладбищ вблизи города. То есть, расстояние между Баршынкентом и Коккесене не должно было оказаться большим. Поэтому, не будет ошибкой считать, что знаменитый мавзолей был местом захоронения Гульбаршын», - говорил покойный Адырбек ага.
Интересные для молодого поколения сведения о мавзолее оставил местный житель Сейдан Нурлыбеков. Он многое рассказал односельчанам из того, что видел своими глазами. В 1930 годы село Кожамберды батыра называлось Кандыарал. Сейдан Нурлыбеков в то время учился в начальной школе, учитель по имени Айтмухан часто водил учеников к мавзолею Коккесене.
«Исторические места открывают нам интересные тайны. Запомнился один рассказ нашего учителя. Когда мавзолей еще не разрушился, в ночное время от него исходило свечение. Там не было сторожа, так откуда шел свет? Оказывается, была причина - в кирпичи для строительства мавзолея добавили химические вещества», - рассказывал Сейдан ага.
И это похоже на правду, об этом писали такие ученые, как Якубовский, Каллаур. По их мнению, в кирпичи добавили зеленый малахит и азурит, а также другие вещества, которые в ночное время дают свечение.
Автор: Адильжан Умбет