Основные источники загрязнения воздуха выявили экологи в ВКО

None
None
СЕМЕЙ. КАЗИНФОРМ - Для жителей Восточного Казахстана одним из болезненных вопросов остается качество атмосферного воздуха. Из предоставленной информации от Центра Экологической безопасности стало известно, почему так сложно определить источник загрязнения и принять к нему меры воздействия, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на инфоцентр Восточно-Казахстанской области.

Руководитель Департамента экологии Данияр Алиев рассказал, что экологи руководствуются законодательством РК, согласно которому для принятия мер должны быть основания, подтвержденные государственным мониторингом.

«Для нас это результаты замеров Восточно-Казахстанского филиала РГУ «Казгидромет». Если по их данным фиксируются значительные превышения, специалисты передают их в Департамент экологии. Однако информация поступает лишь через сутки. Именно столько нужно времени для исследования проб воздуха, получаемых ручным способом отбора. К тому же в районе северного промышленного узла сосредоточено три промышленных предприятия, которые выбрасывают, как правило, диоксид серы и диоксид азота, и имеют при этом общую санитарно-защитную зону. Поэтому зайти на какое-то из этих предприятий без предъявления доказательств их причастности нельзя», – отметил Данияр Алиев.

Руководитель Департамента экологии отметил, что лаборатории могут оперативно провести замеры на границе санитарно-защитной зоны по жалобам граждан. Но в случае обнаружения превышений и виновника выбросов, специалисты Департамента обязаны зарегистрировать акт о назначении проверки в Управлении Комитета по правовой статистике и специальным учетам по ВКО. Это займет как минимум около суток или больше.

«За это время нарушитель, как правило, предпринимает все возможные действия, чтобы скрыть последствия нарушений, и проверка оказывается нерезультативной», – говорит Данияр Алиев.

Несмотря на то, что многие жители связывают загрязнение воздуха с промышленными предприятиями, глава Департамента уверяет, что ни одно предприятие не пойдет на то, чтобы осуществлять выбросы выше нормы. Это либо производственный сбой, или предусмотренный технологический выброс. Но при этом, предприятия не оповещают население в таких случаях. По закону они имеют право не уведомлять о своих намерениях контролирующий орган, и экологи не знают о планах предприятия на технологический выброс.

В 2016 году в своем Послании к народу Президент Казахстана сократил меры государственного регулирования и монополию на контроль субъектов предпринимательства, и дал им возможность саморегулироваться. Любое вмешательство в деятельность определяется как коррупционное правонарушение. Это позволило предприятиям проводить мониторинг своих выбросов самостоятельно, иногда формально, лишь на основании расчетов по проектным данным.

Большой проблемой для экологов стало сокращение сроков проверки с 30 до 15 дней.

«За такое короткое время невозможно ни дать четкую характеристику деятельности предприятия, ни даже просто проверить все источники выбросов, число которых на крупных объектах превышает сотню единиц. Вместе с этим пропал и эффект неожиданности, который позволял во время проведения проверки заходить на предприятие в любое время суток и проконтролировать технологический процесс», – сказал Данияр Алиев.

По мнению руководителя Департамента экологии, выход из сложившейся ситуации есть. Необходимо вернуть позиции, которые существовали до 2017 года, в частности, увеличение временного интервала для осуществления проверки, возможность проведения внезапных проверок и возвращение полномочий для согласования с предприятием его внутреннего мониторинга.

Изменить ситуацию может онлайн-мониторинг выбросов, с установкой датчиков контроля непосредственно на источнике загрязнения и передачей данных напрямую в Департамент экологии. Это позволило бы не только в течение нескольких минут определить источники выбросов, но и помочь предприятию отрегулировать технологический процесс. Сегодня по этой системе работают все предприятия Европейского сообщества.


Сейчас читают