Обязать недропользователей ликвидировать последствия добычи урана предлагают мажилисмены

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – На пленарном заседании Мажилиса Парламента РК одобрен в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» по вопросам добычи урана», передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Законопроект разработан депутатами Мажилиса в целях устранения правовых пробелов и административных барьеров, которые были выявлены в ходе практического применения Кодекса в области разведки и добычи урана. В частности, в настоящее время, все предприятия-недропользователи работают на основе устаревших геологических данных, которые, на современном этапе, требуют дополнительного изучения, как самих запасов урана, так и геологического строения его месторождений. Кроме того, после принятия Кодекса «О недрах и недропользовании», компетенцией по разведке месторождений твёрдых полезных ископаемых, в том числе урана, наделено Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, в то время как по добыче - Министерство энергетики Республики Казахстан. Вследствие такого разделения полномочий, у недропользователей возникли затруднения в выполнении контрактных обязательств», – сказал депутат Ирина Унжакова, представляя законопроект.

По ее словам, мажилисменами разработаны дополнения в статьи 173, 176 и 278, которые позволят: урегулировать условия и процедуры продления периода добычи урана; в соответствии с проектом разработки месторождения проводить доизучение (доразведку) участка в период добычи урана и в пределах контрактной территории; при обнаружении новой залежи или совокупности залежей урана, производить их оценку в рамках дополнения к проекту разработки месторождения или к проекту опытно-промышленной добычи урана; определить уполномоченный орган в области добычи урана компетентным органом по контрактам на разведку урана, заключенным до введения в действие Кодекса «О недрах и недропользовании».

Кроме того, в статью 173 Кодекса, регулирующую условия продления периода добычи урана, вносятся нормы о том, что, если по итогам доизучения и оценки ресурсов, прирост запаса месторождения составит 30 и более процентов от первоначального объёма, то в положения контракта недропользователя должны быть включены обязательства по реализации в регионе социально-экономического проекта.

«Как известно, с 1 января 2019 года Налоговым кодексом Республики Казахстан отменена оплата бонуса коммерческого обнаружения в размере 1%. И, в настоящее время, при приросте запасов, недропользователь не производит выплаты, которые ранее использовались на социальные нужды региона. Поэтому мы считаем справедливым введение социальных обязательств при обнаружении существенного прироста запасов месторождения», – подчеркнула депутат.

И.Унжакова сообщила, что второй блок поправок направлен на совершенствование положений о проектных документах в области добычи урана. Во-первых, нормы законопроекта упорядочивают процесс внесения изменений или дополнений к утвержденным проектным документам.

В частности, вносятся поправки в статью 182 относительно замены индикатора «физические показатели» на «объемы добычи» урана, как это было в Кодексе 2010 года. То есть, изменение такого физического показателя, как давление в скважинной трубе, не должно создавать бюрократическую нагрузку на недропользователя по внесению изменений и дополнений к утвержденным проектам. Во-вторых, в этой же статье предлагается расширить перечень базовых проектных документов. Сейчас он включает в себя проекты разработки месторождений урана и проекты его опытно-промышленной добычи. Предлагается дополнить его проектом ликвидации последствий добычи урана, который должен содержать мероприятия по ликвидации всех технологических объектов.

Депутат отметила, что такая практика существует, но в законопроекте ей придаётся обязательный правовой статус, в связи с тем, что это напрямую связано с обеспечением радиационной безопасности и для населения, и для окружающей среды.

В-третьих, законопроектом в действующий Кодекс «О недрах и недропользовании» вносятся новые статьи, направленные на унификацию и прозрачность проектных работ и документов. Так, в статье 182-1 дана подробная редакция относительно требований к проектам опытно-промышленной добычи урана, а в статье 183-1 осуществлена регламентация процедур государственной экспертизы проектных документов в области добычи урана. В статьях использован принцип «аналогии права». То есть, предлагаемый механизм государственной экспертизы проектных документов в области добычи урана почти идентичен механизму государственной экспертизы проектных документов для углеводородного сырья, изложенному в действующей редакции Кодекса «О недрах и недропользовании». Также предложены нормы по оптимизации процесса мониторинга исполнения проектных документов и исключению излишних требований о проведении ежегодного авторского надзора.


Сейчас читают