ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: Отменять техосмотр еще рано - Ассоциация казахстанского автобизнеса

почти три млн. машин - старше 10 лет - около 80% всего автопарка страны. К тому же, 60 000 автомобилей не прошли в 2012 году техосмотр с первого раза из-за неудовлетворительного технического состояния механизма.
На фоне столь огорчающей статистики АКАБ считает абсолютно некорректным отменять процедуру техосмотра. Известно, одной из причин ДТП наравне с такими, как нарушение ПДД и плохое состояние дорог, является техническое состояние автомобилей. И количество аварий, увы, не уменьшается. По сравнению с двумя первыми месяцами 2011 года число дорожных происшествий в 2012 году возросло на 29,3%. И в большинстве случаев участниками ДТП являются автомобили старшего возраста.
На сегодня в СМИ и в Интернете активно обсуждается тема техосмотра автомобилей для физических лиц. Часть аудитории выступает за отмену техосмотра (ТО), мотивируя это недостатком станций по проведению осмотра. А также неэффективностью этой процедуры из-за возможности нелегально «купить» техосмотр.
Сторонники же проведения техосмотра предлагают исправлять существующие прорехи, а не подходить к данной проблеме столь кардинально. Потому что в будущем это может повлечь за собой тяжелые последствия для многих.
Во-первых, в рамках Таможенного союза разработан технический регламент.
«В регламенте закреплено, что каждое транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза, проходит проверку в формах технического осмотра, а также госконтроля (надзора) за безопасностью дорожного движения. Таким образом, отмена техосмотра на территории РК будет нарушением взятых на себя обязательств в рамках Таможенного союза», - считает директор компании «Астана Моторс Лизинг» Андрей Соловьев.
Во-вторых, отмена ТО самым прямым образом скажется на техническом состоянии эксплуатируемых транспортных средств. «Самое главное при принятии таких серьёзных решений, как отмена техосмотра, это отсутствие спешки, - говорит председатель совета директоров автозавода «Агромашхолдинг» Ким Дин. - Как показывает практика, наспех принятые решения только усугубляют ситуацию, а не решают проблемы. Давайте представим, что техосмотр будет отменён. Автолюбителям будет удобно, но тогда остаётся открытым вопрос об отсутствии дополнительного выявления похищенных транспортных средств, бланков и талонов, выявления автомобилей, скрывшихся с места ДТП, уточнения количества автомобилей. Всё это кажется несущественным, но это абсолютно не так. Можно говорить сегодня не об отмене, а об усовершенствовании процедуры техосмотра».
В-третьих, отмена техосмотра для физических лиц может привести к скачку цен на товары и услуги. «Отмена обязательного прохождения технического осмотра для физических лиц станет причиной потери части высокого и стабильного дохода владельцев центров технического осмотра (ЦТО)», - говорит А.Соловьев. По его мнению, это повлечет за собой значительное удорожание услуги ЦТО для физических и юридических лиц, чья деятельность связана с перевозкой пассажиров и грузов, что, в свою очередь, негативно скажется на стоимости товаров и услуг в республике.
«Да, сегодня существует ряд вопросов, которые следует решать. Дорогое оборудование для станций? Следует подключать институты развития для выделения кредитов и лизинга для объектов МСБ. Есть вероятность получения бланка о прохождении техосмотра без фактического осмотра машины? Давайте продумаем вопрос дополнительного надзора и ужесточения мер наказания за подобное. Но говорить о том, что единственным решением всех этих вопросов является отмена самой процедуры, - неправильно. Этим мы не решим самой главной проблемы - отслеживание технического состояния автомобиля - источника высокой травмоопасности на дорогах, от состояния которого зависят жизни людей, не только их эксплуатирующих, но и пешеходов», - отметил глава АКАБ.
По данным Агентства РК по статистике, в стране на конец 2011 года на 100 человек приходится 20 автомобилей. Для сравнения, в странах Евросоюза - 54. А средний возраст автомобиля в Европе составляет 6,5 лет, доля автомобилей старше 10 лет - 32,4%, до пяти лет - 35%. В США средний возраст машин составляет 7,2 года. А в Казахстане - 12,5 лет. При этом страны Евросоюза при своих почти безупречных дорогах не отменяют техосмотр автомобилей. Та же ситуация и в Японии, где ТО проходят раз в два года. Одно из последних предложений к теме техосмотра высказал Сийм Каллас, являющийся Еврокомиссаром по вопросам транспорта в Евросоюзе: необходимо ужесточить условия прохождения техосмотра для автомобилей старше семи лет.
«Опыт развитых стран мира показывает, что техосмотр жизненно необходим при любых обстоятельствах, даже если есть прекрасные дороги, а количество старых машин не превышает 35% от всего автопарка. Автомобиль - серьёзный механизм, который постоянно требует внимания и ухода. Не стоит забывать, что основная задача техосмотра - это проверка соответствия технического состояния и оборудования машины установленным требованиям в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды и дорожного движения. Безопасность - вот ключевое слово, а не лёгкость в эксплуатации машин. Почему ради блага трех млн. автовладельцев мы должны подвергать опасности оставшиеся 13 млн. казахстанцев, являющихся пешеходами и пассажирами, среди которых есть и наши дети», - вопрошает А.Лаврентьев.
Существующие проблемы, которые есть при прохождении техосмотра, следует, в первую очередь, озвучивать, а дальше как можно скорее решать.
Нужно ещё раз обратить внимание на то, у кого должны проходить техосмотр автомобили. Это должны быть абсолютно независимые компании. Так же необходимо усилить функцию надзора над компаниями, чтобы исключить возможность получения неправомерным способом талона о прохождении процедуры. Рассмотреть возможность предоставления льготных кредитов и лизинга для компаний, занимающихся техосмотром, для возможности приобретения нового высококачественного оборудования.
АКАБ собирается выйти с предложением для обсуждения проблем с техосмотром в Министерство транспорта и коммуникаций. «Очень хорошо, что наше общество высказывает свою гражданскую позицию, озвучивает проблемы, которые, мы надеемся, сможем решить или, по крайней мере, немного улучшить ситуацию», - заявил А.Лаврентьев.