О разрушениях археологических памятников в Казахстане заявил мажилисмен

Африка археология
Фото: Midjourney

Вопрос сохранения археологических памятников поднял депутат Мажилиса Еркин Абиль, передает корреспондент агентства Kazinform.  

— Вопрос сохранения археологических памятников из года в год не теряет своей актуальности — периодически появляются новости о том, что где-то разрушают курганы, уничтожаются петроглифы и тому подобное. Несколько лет назад был скандал международного уровня, когда через древнее городище Талхиз, занесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотели проложить автомобильную дорогу. Совсем недавно весь Казахстан облетела новость о разрушении комплекса петроглифов в горах Кызылтас Алматинской области, причем компания, проводившая хозяйственные работы имела на руках все разрешительные документы, включая акт экспертизы от ТОО «Казархеология», — заявил Еркин Абиль.

Депутат отметил, что из найденного в 2021 году на территории Алматы клада в 2550 средневековых монет до ученых дошло лишь 665 экземпляров, остальные были расхищены и реализовывались через антикварные магазины города.

Согласно пункту 7 Правил проведения историко-культурной экспертизы, утвержденных Приказом министра культуры и спорта РК от 21 апреля 2020 года 99 историко-культурную экспертизу в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия осуществляет любое физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на деятельность по осуществлению научно-реставрационных и (или) археологических работ на памятниках истории и культуры и имеющее аккредитацию субъекта научно-технической деятельности.

— Лицензионные требования очень либеральные, в результате археолог, специализирующийся только на эпохе бронзы, может давать экспертные заключения на все объекты, от стоянок палеолита до мемориальных комплексов Золотой Орды. Эту экспертизу заказывает и оплачивает предприниматель, претендующий на ведение хозяйственной деятельности на территории памятника. Отношения между экспертом и заказчиком — сфера гражданско-правовых отношений, эксперт практически не несет ответственности. Отсюда некачественная экспертиза и разрушение памятников историко-культурного наследия, — подчеркнул Еркин Абиль.

По его словам, таких примеров разрушения нашего историко-культурного наследия, к сожалению, очень много и они множатся каждый год. Всего в Казахстане работает около 60 компаний, имеющих лицензию на проведение археологических работ. При этом большая часть из них годами не сдает найденные артефакты в музеи, не публикует по результатам работ научные отчеты. Уполномоченный орган по современному чересчур либеральному законодательству не имеет действенных рычагов в этой области. Данные компании находятся в сфере действия Предпринимательского кодекса РК и защищены от проверок госорганами.

— Между тем, согласно ст. 6 Закона РК «О национальной безопасности» утрата культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан является одной из основных угроз нашей национальной безопасности. Действительно, коллективная историческая память, формируемая, в том числе и историческими памятниками, является основой национальной идентичности, а значит и важной составляющей формирования гражданской нации. Учитывая это, настала пора вывести такую важную для нашего будущего область деятельности, как сохранение историко-культурного наследия из сферы действия Предпринимательского кодекса, изменить подходы к лицензированию субъектов археологической и реставрационной деятельности, навести порядок в процедуре историко-культурной экспертизы, — считает Еркин Абиль.

Исходя из вышеизложенного депутат предложил:

  1. Пересмотреть условия лицензирования деятельности по осуществлению научно-реставрационных и (или) археологических работ на памятниках истории и культуры;
  2. Полностью пересмотреть Правила проведения историко-культурной экспертизы, ужесточив требования к организациям, имеющим право проведения экспертизы и установив ответственность за некачественную экспертизу, вплоть до уголовной, если ее последствиями стало разрушение историко-культурного памятника;
  3. Предложить ужесточение административной и уголовной ответственности за факты вандализма, разрушения памятников историко-культурного наследия, проведения работ без лицензии, нарушения законодательства в области сохранения историко-культурного наследия, незаконного оборота предметов историко-культурного наследия.
Сейчас читают