Новый законопроект позволит вузам быстро реагировать на рынок труда - эксперты

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ -  В минувшую среду на заседании Мажилиса в первом чтении был одобрен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». О том, как повлияет предоставленная вузам академическая свобода на качество высшего образования, что даёт рейтинг и какие задачи возникнут перед вузами, рассказали эксперты.

Дамир Шыныбеков, ректор Международного университета инноваций и технологий (МУИТ):

- Рейтинг - это хороший рыночный инструмент, который приведёт к качественно новому уровню образования.

Академическая свобода вузов - давно назревший вопрос. Наш вуз - фактически IT-университет. Сейчас IT-рынок очень жив и динамичен. Соответственно, и IT-образование меняется каждые четыре года. Для того, чтобы успевать за ним, необходима академическая свобода. Вузы должны самостоятельно прогнозировать, какие профессии будут востребованы в будущем. На сегодняшний день мы серьёзно отстаём, ввиду того, что были скованы государственным стандартом и существующим классификатором специальностей. Скажем, в бакалавриате и магистратуре у нас 9 IT-специальностей, тогда как в мире обучают более 40. Выходит, мы отстали как минимум в четыре раза. Информационные технологии необходимо внедрять в программы всех специальностей, поскольку их применение актуально во всех сферах. Это важно в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан».
null

Сейчас в нашей стране IT-специальностям обучают в 89 высших учебных заведениях. Прежде всего востребованы такие специальности, как IT-медицина, IT-биология, мехатроника, робототехника, базирующаяся на математических знаниях. Углублённое изучение математики также невозможно без использования информационных технологий.

К сожалению, специальность «Информационная безопасность» в классификаторе пока относится исключительно к военному делу, но она необходима и в гражданском секторе. Банки, компании, любые юридические и даже физические лица нуждаются в тотальном обновлении знаний. Мы должны готовить для них специалистов по обработке и защите информации, которая у них хранится.

Информационная безопасность уже переходит границы закрытого IT-рынка. Она охватывает и такую специальность, как «Журналистика», ведь опубликованное некорректное высказывание может привести к не меньшей трагедии, чем взломанный код. Поэтому и журналистика нуждается в соответствующей специализации, и актуально её развитие в электронном формате. В процентном соотношении IT-рынок в экономике растёт. Но вот парадокс: у нас нет такого понятия, как менеджмент для IT-компаний. Мы говорим о блокчейне и развитии финансового рынка, но специализации по IT-финансам нет. И можно привести массу таких примеров.

Мы - за академическую свободу, за самостоятельный выбор специальностей, направлений. И это будет работать на благо общества и страны.

Крайне необходим и рейтинг. До сих пор существовала искажённая система в области высшего образования, которую курировал МОН. Министерство, как говорят, и миловало, и карало: давало и отзывало лицензию на осуществление вида деятельности, в том числе по специальностям. Возникают резонные вопросы: почему, дав лицензию, регулятор через год лишает её? Как можно сравнивать частные и государственные вузы?

Есть и ещё один аспект: более 60% вузов находятся в прямом подчинении министерству. Налицо конфликт интересов.

Это была система «кривых зеркал». Она не внушала никакого доверия, изжила себя и нуждалась в реформировании.

Справедливо, что рейтинги сейчас проводятся независимыми органами и, в первую очередь, теми, кто является потребителем конечного продукта. Это - работодатели. Во всём мире существует практика сертификации выпускников. Наличие диплома ещё не даёт права на работу по профессии. Есть ассоциации адвокатов, медиков, строителей, и они решают вопросы компетенции специалистов-выпускников.

Сейчас определили рейтинг образовательных программ по IT-специальностям. Наконец-то мы получили объективный рейтинг от тех, для кого мы работаем. Это помогает реально посмотреть, где мы сильны, а где есть пробелы. Уже сейчас мы видим, как «зашевелились» все учебные заведения, в том числе и мы: увидели свои сильные и слабые стороны. Считаю, что рейтинг - это хороший рыночный инструмент, который приведёт к качественно новому уровню образования.

Олжас Ордабаев, директор департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен»:

- Рейтинг будет способствовать конструктивному диалогу вузов с работодателями.

У академического мира и всех тех, кто так или иначе связан с образованием, много ожиданий от предоставления академической свободы вузам. В ходе рейтинга, который проводит НПП «Атамекен», очень часто слышали от отраслевых экспертов такие замечания, которые, к сожалению, невозможно устранить, учитывая жёсткие требования, продиктованные стандартами и регламентирующими документами.

Поэтому, если вузы получат возможность подстраиваться под нужды работодателей, это будет, безусловно, благо, которое позитивно повлияет на качество образования. При этом высшие учебные заведения должны пойти навстречу работодателям и распоряжаться академической свободой ответственно, не снижая нагрузки на вуз.

Рейтинг - это, конечно же, обратная связь. Это оценка со стороны независимого профессионального сообщества, поэтому мнение работодателя, с точки зрения актуальности и необходимости изучения тех или иных вещей, очень ценно. По сути, это исследование - некий бесплатный консалт для вузов. И мы просим воспринимать его не как карательный инструмент, а исключительно как безвозмездную помощь, в ходе которой работодатель может подсказать, в какую сторону двигаться: что актуально, а что уже изжило себя и не востребовано на рынке труда. Все эти рекомендации мы сформируем и предоставим вузам.
null

Рейтинг также даёт хорошие ориентиры для каждого работодателя, принимающего на работу выпускников вузов. Но, к сожалению, далеко не всегда работодатель осведомлён о качестве образования того или иного учебного заведения, поэтому для них это некий маяк для формирования мнения. Также это хороший ориентир для самого Министерства образования и науки - для понимания того, какая ситуация складывается в подведомственных организациях. Это значимый инструмент и для родителей, и выпускников при выборе вуза.

Сейчас читают