Новую форму управления жилыми домами разработали в Казахстане
Министерство промышленности и строительства РК разработало новые правила по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества, передает корреспондент агентства Kazinform.

Соответствующий документ размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 19 января.
Согласно правилам, для управления объектом кондоминиума и финансирования его содержания собственниками квартир, нежилых помещений, если их не больше 30 человек, создается одно объединение собственников имущества (ОСИ) либо одно простое товарищество (ПТ).
Однако если количество собственников квартир, нежилых помещений не превышает 16 человек, осуществляется непосредственное совместное управление всеми собственниками квартир и нежилых помещений.
В многоквартирных жилых домах, расположенных на едином фундаменте, имеющих единые инженерные системы или неделимый земельный участок, создается одно ПТ либо одно ОСИ при согласии большинства.
В управление объектом кондоминиума входят:
1) планирование, составление планов для содержания общего имущества объекта кондоминиума;
2) расчет годовой сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества;
3) расчет годовой сметы расходов на содержание парковочных мест, кладовки;
4) организация и проведение собраний;
5) контроль за исполнением договоров, заключенных с субъектами сервисной деятельности и организациями, предоставляющие коммунальные услуги.
В управление домом включаются следующие расходы:
- оплата труда (услуг) за управление объектом кондоминиума;
- оплата труда (услуг) за ведение бухгалтерского учета, статистической и налоговой отчетности;
- обязательные платежи в бюджет (налоги, взносы, отчисления и другое);
- банковские услуги;
- оплата за расчетно-кассовое обслуживание;
- расходы на содержание офиса (аренда, связь, интернет, канцелярские товары, оргтехника и ее содержание);
- обязательное страхование работников от несчастных случаев;
- оплата услуг за печать и обработку платежей по расходам на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также накопление за капитальный ремонт, целевой взнос;
- расходы, связанные с принудительным взысканием задолженности (нотариальные услуги, услуги почты, государственная пошлина и другое).
Кто может управлять многоквартирным домом
Функции управления могут осуществлять: председатель ОСИ, доверенное лицо ПТ, управляющий многоквартирным жилым домом, управляющая компания, либо все собственники квартир при непосредственном совместном управлении.
Управляющий многоквартирным жилым домом или управляющая компания могут оказывать услуги только при наличии в своем составе специалистов, прошедших обучение и обладающих соответствующей квалификацией.
Управление объектом кондоминиума может осуществляться электронно субъектами информатизации ЖКХ. Решение о выборе объекта информатизации ЖКХ принимается на собрании собственников квартир, либо вопрос делегируют совету дома.
Председатель ОСИ в течение 15 дней со дня избрания государственной регистрации открывает в банке второго уровня счет для зачисления денег по расходам на управление домом и сберегательный счет для накопления денег на капитальный ремонт общего имущества.
Если управление домом осуществляется собственниками квартир самостоятельно без образования юридического лица в форме ПТ, открытие счетов в банках осуществляется доверенным лицом на основании простой письменной доверенности.
Непосредственное совместное управление всеми собственниками квартир может осуществляться без открытия счетов в банках.
Председатель ОСИ или доверенное лицо ПТ, управляющий многоквартирным домом, управляющая компания или все собственники при совместном управлении проводят осмотр и составляют инвентарный перечень общего имущества дома. Они обязаны предоставлять информацию о многоквартирном жилом доме в объект информатизации ЖКХ либо в информационную систему ЖКХ.
На основании инвентарного перечня и акта осмотра составляется годовая смета расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества, а также годовая смета на содержание парковочных мест и кладовок. Годовые сметы и размеры ежемесячных взносов утверждаются на собрании собственников квартир, нежилых помещений, парковочных мест и кладовок, в том числе путем голосования.
Размеры расходов на управление домом и содержание общего имущества, а также размер оплаты за содержание парковочного места, кладовки устанавливаются соразмерно доле собственников. Дополнительные расходы не могут возлагаться без их письменного согласия или решения собрания.
Председатель ОСИ или доверенное лицо ПТ, либо управляющий многоквартирным жилым домом либо управляющая компания предоставляет на рассмотрение Совету дома ежемесячные и годовые отчеты по управлению домов электронно через объекты информатизации ЖКХ и/или бумажно и представляет собственникам квартир, нежилых помещений до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и размещает в общедоступных местах.
Коммунальные услуги, расходуемые на общедомовые нужды, определяются на основании показаний общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - по установленной мощности, либо по нормам потребления, утвержденным государственным органом.
Не допускается выставление счетов (квитанций) на оплату за коммунальные услуги, расходуемые на общедомовые нужды без указания показаний общедомовых счетчиков и количества потребления за оплачиваемый период.
Также не допускается использование средств, предусмотренных на коммунальные услуги, на другие цели, кроме как на оплату организациям предоставляющим услуги электроснабжения, водоснабжения на основании заключенных договоров.