Некоторые итоги неформальной встречи глав МИД стран ОБСЕ 16-17 июля с.г.

None
None
АСТАНА. 19 июля. КАЗИНФОРМ - 16-17 июня в Алматы прошел неофициальный Совет министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ.

Некоторые итоги неформальной встречи глав МИД стран ОБСЕ 16-17 июля с.г.

1. Консенсус о необходимости проведения саммита ОБСЕ в этом году в Казахстане - безусловный и бесспорный успех Президента Нурсултана Назарбаева и всей казахстанской дипломатии.

2. Это решение - осознание в самой организации того непреложного факта, что проведение саммита придаст ей мощный импульс, выведет на качественно новый уровень развития. Настал уникальный момент для того, чтобы сделать это. Участие глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ станет историческим вкладом в укрепление ОБСЕ и в целом безопасности и сотрудничества в Европе и Евразии.

3. В то же время, это решение - признание потенциала Казахстана в качестве достойного и равноправного игрока ведущими государствами мира, способного успешно организовать и провести саммит в сегодняшних геополитических условиях.

4. Ключевым вопросом на неформальной встрече стало участие ОБСЕ в стабилизации соседнего Кыргызстана, кризис в котором стал серьезным вызовом для Казахстана и ОБСЕ. Казахстан в качестве председателя ОБСЕ прилагает все усилия, чтобы использовать потенциал Организации для оказания помощи этой стране. По итогам встречи министров иностранных дел было достигнуто общее понимание того, что способность Организации эффективно реагировать и решать весь спектр имеющихся и новых вызовов, включая необходимость стабилизации ситуации в Кыргызстане, станет тестом на жизнеспособность ОБСЕ. Все министры сошлись во мнении, что международная поддержка Кыргызстану крайне необходима, и ОБСЕ, объединяющая 56 государств от Ванкувера до Владивостока, призвана сыграть ключевую роль в оказании помощи этой стране. Она должна включать в себя усиление полевой миссии ОБСЕ в Кыргызстане, в т.ч. предлагаемую Группу полицейских советников, что получило поддержку стран-участниц Организации. Серьезная помощь, в частности, со стороны БДИПЧ, должна быть оказана подготовке и проведению предстоящих парламентских выборов.

Кроме того, и на двусторонней основе Казахстаном оказывалась и будет оказываться весомая помощь.

5. Большое значение имеет состоявшаяся на полях неформальной встречи МИД ОБСЕ встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении при участии т.н. Минской группы ОБСЕ (России, Франции, США), которая пусть и не решила проблему, но способствовала продвижению диалога и поиску взаимопонимания между сторонами.

6. Казахстанское председательство уделяет большое внимание развитию внешних связей ОБСЕ. В этой связи, важнейшим аспектом прошедшей неформальной встречи Министров иностранных дел, заслуживающим внимания СМИ, - первая в своем роде встреча глав или высоких представителей восьми региональных и глобальных организаций - ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ООН, СВМДА, СНГ, ЕС и Совет Европы. Эта встреча заложила основы для дальнейшего взаимодействия данных организаций, что отвечает общим интересам.

7. Практически с того самого момента, как в декабре 2009 г. в Афинах на Совете министров иностранных дел ОБСЕ было принято решение о том, что ОБСЕ «с интересом воспринимает предложение Казахстана об организации саммита Организации», и было дано поручение проработать повестку дня предлагаемой встречи в верхах, в Вене и в столицах ОБСЕ идет напряженная работа по выработке повестки дня предложенного саммита.

Казахстанское председательство в ОБСЕ приложило серьезные усилия для выработки, совместно с партнерами, повестки дня саммита. Как отмечают в казахстанском МИД по итогам неформальной встречи министров, такими темами могли бы стать:

  • Формирование единого и неделимого пространства безопасности, свободного от разделительных линий и зон с различными уровнями безопасности - Евро-Атлантического и Евразийского сообщества безопасности.
  • Переподтверждение государствами-участниками приверженности всем нормам, принципам и обязательствам ОБСЕ в военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом измерениях. Усиление их реализации и последовательного выполнения (включая обновление по необходимости).
  • Усиление институциональной основы ОБСЕ, ее трансформации в полноценную международную организацию.
  • Укрепление режимов контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности путем обновления Венского Документа 1999 года. Обеспечение прогресса по вопросу о восстановлении жизнеспособности режима ДОВСЕ, что требует согласованных и немедленных действий государств-участников Договора.
  • Усиление потенциала и инструментария ОБСЕ во всех трех измерениях по раннему предупреждению, предотвращению и разрешению конфликтов, управлению конфликтными ситуациями и пост-конфликтной реабилитации. Совместная выработка путей мирного урегулирования затяжных конфликтов на пространстве ОБСЕ.
  • Обеспечение повышенного внимания задаче по противодействию транснациональным вызовам во всех трех измерениях ОБСЕ - от незаконной торговли наркотиками, организованной преступности, киберпреступности, торговли людьми до международного терроризма и др. Расширение вовлечения ОБСЕ, в рамках ее мандата, в международные усилия по стабилизации и реконструкции Афганистана.
  • Противодействие экономическим вызовам в пост-кризисный период, что подразумевает адаптацию Маастрихтской стратегии ОБСЕ к современным условиям, возможную разработку Маастрихт плюс, обеспечение эффективной Евразийской экономической интеграции.
  • Укрепление общего потенциала государств-участников ОБСЕ по противодействию существующим вызовам в человеческом измерении, обеспечение толерантности и недискриминации, свободы СМИ, свободы передвижения и др. Усиление возможностей институтов ОБСЕ отслеживать последующую реализацию рекомендаций, внесенных в рамках своих мандатов.

8. Другой немаловажный аспект - в Казахстане организационно-техническая подготовка к саммиту полным ходом идет, по сути дела, с декабря 2009 г., и в остающееся до конца года время только Астана сможет достойно организовать такой саммит. Ожидается, что постоянные представители 56 стран в штаб-квартире Вене в ближайшее время окончательно согласуют взаимоприемлемую дату для саммита в Астане до конца текущего года.

9. В целом, казахстанское председательство, по признанию многих зарубежных партнеров, является одним из самых активных и эффективных с момента введения института председательства в 1992 году.

10. Казахстанское председательство, как и заявлялось ранее, стремится обеспечивать баланс всех трех измерений ОБСЕ - военно-политического, экономико-экологического и гуманитарного. Именно поэтому в военно-политическом измерении мы акцентируем внимание на решении «затяжных» конфликтов, стабилизации Афганистана - партнера ОБСЕ и модернизации Венского документа ОБСЕ 1999 года о мерах доверия и безопасности. Во второй, экономико-экологической корзине, приоритет отдается продвижению евразийской экономической интеграции, улучшению транспортной инфраструктуры на пространстве ОБСЕ и разработке новой стратегии для второго измерения, определяющего посткризисные экономические отношения в зоне ответственности Организации, т.н. «Маастрихт плюс».

В третьей, гуманитарной, корзине Казахстан поддерживает продвижение демократических реформ и укрепление прав человека, определяя приоритетное значение толерантности и недискриминации, особенно учитывая уникальный опыт в этой сфере такой многоконфессиональной и полиэтничной страны, как Казахстан. Состоявшаяся 29-30 июня в Астане Конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации с одной стороны высветила бесспорную актуальность данной проблематики для всего пространства ОБСЕ, с другой - создала задел для дальнейшего обсуждения вопросов толерантности, укрепления взаимопонимания и диалога между цивилизациями на высшем уровне.

В целом же организованы многочисленные мероприятия в рамках третьего измерения, включая Копенгагенскую конференцию по 20-летию одноименного документа в сфере прав человека с участием действующего председателя ОБСЕ, Государственного секретаря - министра иностранных дел РК К.Саудабаева, а также дополнительные совещания по гендерной политике, борьбе с торговлей людьми, с акцентом на борьбу с торговлей детьми, и пр.

11. Сегодня понятие европейской безопасности выходит далеко за континентальные рамки, охватывая обширное пространство Евразии. Именно поэтому Казахстанское председательство уделяет особое внимание Афганистану. Фокус на Афганистан в рамках казахстанского председательства является логическим звеном внешней политики Казахстана, оказывающего многолетнюю последовательную поддержку усилиям международной коалиции. Распространенное недавно «Видение председательства по дальнейшим усилиям для активизации сотрудничества с Афганистаном», как мы считаем, может стать основой для определения консенсусной платформы и дальнейших практических шагов всей ОБСЕ. Именно в социально-экономической, гуманитарной сфере Казахстан намерен сполна использовать возможности и потенциал Организации на афганском направлении.

Сейчас читают