Не надо путать имидж EXPO-2017 с репутацией бывшего руководства - С. Куянов

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - На вопросы газеты «Время» отвечает директор департамента по связям с общественностью НК «АСТАНА ЭКСПО-2017» Сергей Куянов.

- В Астане начинается судебный процесс над бывшим руководством нацкомпании. Вы как человек, отвечающий в НК за PR, не опасаетесь, что это громкое дело снова повлияет на имидж проекта?

- Мировая история знает много случаев, когда самые замечательные проекты останавливались благодаря бездарному менеджменту или казнокрадству. К примеру, строительство Панамского канала полтора века назад - проект, который несколько десятилетий развивался как криминальная драма, но в итоге во многом сформировал экономику Западного полушария. Поэтому мы не первые и не последние. Конечно, сложно за полтора года, то есть с августа 2015 по июнь 2017-го, сделать то, что нужно было делать четыре года. Но тем не менее. Привлечение международных участников продвигается нормально. Строительство идет по плану, осенью ожидаем его окончания. Недавнее собрание международных участников и инспекция руководства Международного бюро выставок показали, что мы движемся хорошими темпами и без крупных организационных погрешностей. Наши специалисты работают по привлечению зарубежных туристов. Поэтому никакие судебные разбирательства на подготовку к выставке и ее продвижение не повлияют. Имидж EXPO-2017 и репутация бывшего руководства - это разные вещи, не надо их путать. Конечно, не обойдется без умничания в соцсетях со стороны «диванных критиков». Как говорил классик, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Пусть пишут.

- Не кажется ли вам, что пишут-то потому, что с самого начала не было четкого понимания, зачем выставка стране?

-Понимание было, но не у всех. Честно говоря, до прихода в НК «Астана ЭКСПО-2017» сам плохо понимал задачи проекта. Не могу сказать, чем руководствовался предыдущий менеджмент компании, но вместо того, чтобы объяснять людям эти вещи, под эгидой EXPO устраивались грандиозные дорогостоящие праздники - вплоть до музыкальных фестивалей. Логично, что у простого обывателя, наблюдавшего всю эту веселую вакханалию, складывалось мнение о проекте как о пустой трате денег. Маркетинговое продвижение, безусловно, нужный инструмент, но прежде чем что-то предлагать, стоило объяснить людям, зачем это надо стране и каждому гражданину.

Уверен, что Президент, инициируя проведение выставки и обозначая ее тематику, еще несколько лет назад предвидел нынешние тренды в мировой экономике. Сегодня большая часть негативных процессов в ней вызвана нестабильностью на рынке углеводородного сырья. На фоне этого масса компаний инвестирует в разработки «зеленой» энергетики.

В открытых источниках есть информация, что Рокфеллеры уходят из нефтяного и угольного бизнеса и вкладываются в альтернативную энергетику. Понятно, делают они это не из филантропских побуждений, а прекрасно осознавая, что это самая перспективная ниша на ближайшие десятилетия, и кто ее займет, тот будет хорошо зарабатывать. В 2015 году в мире на разработки и внедрение «зеленых» технологий потрачено 270 млрд. долларов. Это, для сравнения, ВВП Финляндии.

Часто приходится читать популистские посты в Интернете, что мы - богатая природными ресурсами страна - могли бы жить гораздо лучше. Те, кто хоть немного разбирается в экономике, знают, что стоимость сырья сегодня в технологичном продукте мала и уменьшается с каждым годом. Идеи и технологии - вот что действительно приносит прибыль.

С другой стороны, кризис - это возможность переосмыслить свое место в структуре мировой экономики. В свое время Япония и Южная Корея, разрушенные войной, с голодным народом сумели стать лидерами в электронике. Каждый из нас, покупая телевизор или стиральную машину, платит им не только за идеи и технологии, но и за то, что они вовремя эту нишу заняли.

В прошлом году на Генассамблее ООН наш президент выдвинул блестящую идею: по окончании EXPO-2017 создать на ее базе мировой хаб по продвижению «зеленых» технологий. Все необходимое у нас будет: контакт с лидерами отрасли, информация об их лучших разработках, а после выставки Казахстан будет ассоциироваться в мире с ее тематикой. Разумеется, нельзя забывать и о том, что сама выставка будет работать на узнаваемость и имидж страны, соответственно - на инвестиционную и туристическую привлекательность.

Поэтому EXPO - это не шоу и не той, об этом в интервью вашему изданию Ахметжан ЕСИМОВ (глава НК «АСТАНА ЭКСПО-2017» - С. А.) говорил еще в минувшем сентябре. Да, там будет что посмотреть, мы сейчас собираем предложения от ведущих разработчиков «зеленых» технологий. Но главный смысл в том, что EXPO дает стране новые возможности. Останется их только использовать.

- Пару месяцев назад Ахметжан Есимов доложил президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, что сэкономили в общей сложности 131 млрд. тенге. За счет чего экономия и не в ущерб ли она самому проекту?

- В августе Ахметжан Смагулович поставил коллективу нацкомпании задачи по трем основным направлениям: войти в график по всем работам - от строительства до наполнения, максимально удешевить проект и начать активные действия по привлечению участников и продвижению выставки.

Касательно экономии: в итоге изначальный проект полегчал в обшей сложности на 131,6 млрд. тенге. При этом функционал всего комплекса сохранен. Просто выбросили лишнее - то, что красиво смотрелось на бумаге, но либо было неосуществимым, либо не имело практического смысла. Например, было в проекте такое капитальное сооружение, как Крытая аллея, по сути - прогулочная зона между основными зданиями. Заменили на легкие разборные сооружения. Или, например, гомерических размеров медиафасад, выходящий на улицу Орынбор с гомерической же стоимостью - 3 млрд. тенге. Мало того, что нефункциональный, поскольку выходит на проезжую часть, а не на территорию выставки, но и фактически одноразовый: что с ним можно делать после EXPO - загадка. Убрали.

Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос о привлечении инвестора к строительству гостиничного комплекса, на этом тоже экономится 25 млрд.

- Такие ляпы в проектировании и стоимости - вина строителей и проектировщиков или прошлого руководства ЭКСПО?

- Сложно сказать. Строители всегда хотят заработать побольше. Это нормальное желание любого бизнесмена. Ненормально то, что прошлое руководство не сдерживало их разыгравшиеся аппетиты.

- А сейчас удается сдерживать?

- Да, хотя это не всегда просто. К примеру, в конце прошлого года и начале нынешнего мы занимались привлечением отечественных производителей к поставкам для строительства объектов EXPO. В итоге подписали договоры с 254 компаниями почти на 34 миллиарда тенге. Это колоссальная сумма для бизнесменов, тысячи сохраненных и созданных рабочих мест по всей стране. Но убедить подрядчиков, большая часть из которых - турецкие компании, работать с местными поставщиками, а не с их соотечественниками, стоило колоссальных трудов.

- Получается, что подрядчики строительства остались те же?

- Да. Менять их без угрозы срыва проведения выставки было невозможно: следовало в судебном порядке расторгать договоры, потом проводить процедуры по выбору новых подрядчиков. Это время и дополнительные риски. Сейчас инициатива в наших руках, и строительство объектов мы планируем закончить вовремя, чтобы опять же вовремя участники начали заполнять свои павильоны.

- Ну, наверное, не только строители хотели заработать...

- Да, желающих масса. До сих пор в нацкомпанию идут вереницы людей за какими-то спонсорскими деньгами: на книги, фотоконкурсы, концерты, спортивные мероприятия - самые немыслимые проекты, причем к тематике не имеющие никакого отношения. Такая практика была в прошлые годы.

Выставка сама должна привлекать спонсоров. Это логично: у нас соберутся миллионы людей. Собственно, сейчас мы этим активно занимаемся. Компания уже заключила договоров о спонсорской помощи почти на 100 млн. евро деньгами и услугами. И спонсоры с мировыми именами: Cisco, Samsung, Shell. Это еще одна иллюстрация на тему актуальности тематики.

- Недавно прошло собрание международных участников выставки. Вся страна услышала высокую оценку Международного бюро выставок (МБВ) степени готовности Астаны к EXPO-2017. В этой связи поясните, во-первых, что это за высокое собрание - СМУ, почему оно так широко освещалось, а во-вторых, почему такие противоречивые оценки у МБВ - с одной стороны, и такого маститого зарубежного специалиста, как Хуан КОРРЕАС - с другой?

- Специалистов много, а МБВ одно. Почему Корреас, с которым не продолжили дорогостоящее сотрудничество и который не обладает полным объемом информации, написал это письмо, мы не знаем. Зато хорошо знаем, кто и зачем слил его в СМИ, хотя сказать этого пока не могу.

Для нас главный результат собрания - оценка бюро и участников. На него приехало около 300 делегатов из более чем 100 стран мира, на месте подписали 13 договоров участия. После него мы видим очередную волну активизации интереса к выставке. Генсек МБВ Висенте ЛОССЕРТАЛЕС заявил, что у нас есть все предпосылки улучшить результат миланского EXPO. А мы, честно говоря, во многом равняемся именно на Милан как на одну из самых удачных выставок за последние десятилетия.

Британцы, китайцы, французы - мировые лидеры в области «зеленых» технологий - заявили, что привезут в Астану самые лучшие свои разработки. Это тоже хорошая оценка для нас как для организаторов.

Интерес в мире к тематике колоссальный. Если в 2016-м ситуация с ценами на нефть не изменится в лучшую сторону, то актуальность нашей выставки будет только повышаться. Поэтому сомнений ни в количестве участников, ни в успехе EXPO в Астане у нас нет.

- Вы говорите, что участников мы соберем. А туристы приедут? И что они там увидят?

- Конечно, европейцам или американцам до нас немного сложнее добраться, нежели, допустим, до Милана. Но у нас рядом Юго-Восточная Азия и Китай со своей технологической культурой. А посмотреть будет что. Прежде всего каждая страна-участница покажет свои лучшие разработки. Конечно, экспозиции лидеров будут более интересными. Но тем не менее, представьте сотню павильонов, каждый из которых будет уникальным. Гвоздь выставки - зона лучших практик, где будут собраны самые передовые и перспективные разработки планеты. Сейчас объявлен международный конкурс по его наполнению, в жюри которого - признанные мировые авторитеты, нобелевские лауреаты. Плюс корпоративные павильоны, где ведущие компании мира представят свои достижения.

Отличительная черта астанинской выставки в том, что на ней возрождается сама идея EXPO. Если помните по истории, первые выставки - Лондон, Париж и так далее - были посвящены передовым разработкам. Это был конец XIX века, в эпоху технологической революции. Потом так повелось, что на выставках больше обсуждались идеи, а не технологии. Сейчас мир стоит на пороге новой технологической революции в самой важной отрасли - энергетике. Почему Казахстан должен оставаться в стороне или потом снова пытаться запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда?

 

 

 

 

Сейчас читают