10:34, 05 Февраль 2009 | GMT +5
Налоговые послабления высвободят в распоряжение предпринимателей 12% государственных доходов
АСТАНА. 5 февраля. КАЗИНФОРМ – Как уже сообщалось, на заседании Правительства РК от 2 февраля текущего года были рассмотрены итоги 2008 года и обозначены задачи на 2009 год. Наступивший год станет первым на этапе реализации налоговой реформы. Каковы его отличительные особенности в этом плане? Казинформ распространяет информационно-справочный материал по данной тематике.

2009 год - первый год реализации налоговой реформыВ рамках исполнения поручения Главы государства, изложенного в пункте Послания народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», с 1 января т.г. вступил в действие новый Налоговый кодекс, который призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, а также выходу бизнеса из тени. Принятие нового Налогового кодекса это одновременно стратегическая и стабилизирующая мера.«Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут.
Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков.Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора», - отмечалось в Послании Главы государства на 2008 год.Новый Налоговый кодекс предусматривает:
- реализацию принципа закона прямого действия;
- снижение общей нагрузки на несырьевые секторы экономики;
- создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;
- создание предпосылок для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур.Основным наиболее важным и концептуальным моментом Налогового кодекса является поэтапное снижение ставки корпоративного подоходного налога (КПН).
Следует особо отметить, что в целом системные меры дают больший эффект, чем разовые вливания в тот или иной сектор. Таким образом, снижение ставки по КПН, несомненно, скажется на улучшении положения несырьевого сектора в условиях затянувшихся мировых кризисных процессов. Особенно, это касается малого и среднего бизнеса, представляющего самую многочисленную прослойку общества страны ? средний класс. Снижение ставки позволит многим предпринимателям выйти из тени, встать на ноги, а улучшение положения МСБ даст толчок позитивным сдвигам в экономике страны: повышению деловой активности и развитию среднего класса.
Налоговые послабления в целом, высвободят в распоряжение предпринимателей 361,3 млрд.тенге, то есть 12% государственных доходов или 2,3 % к ВВП.Одновременно будет увеличен и срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволит воспользоваться преимуществами быстрого списания инвестиций; ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года будет равна 12%. С 2009 года будет введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого дебетового сальдо. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств.
В новом Налоговом кодексе также нашел отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора в условиях мирового кризиса ликвидности.
В частности, на период с 2009 по 2011 год увеличен размер вычета вознаграждения за счет увеличения предельного коэффициента левереджа (правило достаточной капитализации), для финансовых организаций ? с 7 до 9 тенге, а для иных юридических лиц - с 4 до 6. Микрокредитным организациям предоставлено право относить на вычеты суммы расходов по созданию резервов против сомнительных микрокредитов, не превышающих 15% от суммы кредитов, выданных в течение налогового периода.
Кроме того, реформирована и система налогообложения недропользователей. В этой связи предусмотрена замена платежа ? роялти - налогом на добычу полезных ископаемых ? НДПИ, что является новацией для налоговой системы РК.В свою очередь, в период неблагоприятной конъюнктуры с принятием соответствующей концепции недропользователи низкорентабельных месторождений получат послабления в виде понижающих коэффициентов при исчислении НДПИ, но не ниже налоговой нагрузки, действовавшей ранее при уплате роялти и при условии гарантирования ими сохранения рабочих мест и продолжения финансирования особо важных инвестпрограмм. В рамках реформирования социального налога осуществляется переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13% до 5% к плоской шкале со ставкой 11%. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу сохранена на уровне 10%. Новым Налоговым кодексом частично реформирован режим налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. В целях стимулирования эффективного использования сельскохозяйственных площадей введена прогрессивная шкала ставок единого земельного налога от 0,1% до 0,5% в зависимости от площади земельных участков. При этом сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение налогов на 70% для юридических лиц ? сельхозтоваропроизводителей, уменьшение на 70% НДС для переработчиков сельхозпродукции.