Можно с уверенностью сказать, что новейшая история Казахстана - это история успеха

АСТАНА. 14 сентября. КАЗИНФОРМ - Новейшая история независимого Казахстана началась в 1991 году, когда просуществовавший более 70 лет Советский Союз распался в течение нескольких месяцев. Но бывшим союзным республикам недолго пришлось пребывать в состоянии эйфории от обретенной независимости - для каждой из них начался новый этап национальной истории, до предела насыщенный разными событиями - и радостными, и трагическими, и славными победами, и горькими поражениями, пишет старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, кандидат экономических наук Бэла Сырлыбаева в статье «Экономические достижения Казахстана за 19 лет независимости».
None
None

Первое, с чем столкнулись новые независимые государства - жесточайший экономический кризис. Проблемы, десятилетиями копившиеся в советской экономике, каждой из стран пришлось решать в одиночку. Некогда единый народнохозяйственный комплекс в одночасье перестал существовать, производственные связи между отраслями и секторами экономики оказались разорванными, миллионы людей потеряли работу и все свои сбережения.

В этой критической ситуации каждая из бывших советских «сестер» выбрала свой путь развития. Властная элита в одних странах поставила перед собой цель построения мононациональных государств, погрузив свои народы в пучину гражданских войн и межэтнических конфликтов. В других все эти годы продолжается непримиримая борьба за власть, давно уже вышедшая за цивилизованные «парламентские» рамки. По прошествии некоторого времени никого уже не вводят в заблуждение красивые эпитеты этих «революций», а на самом деле самых настоящих государственных переворотов - «тюльпановая», «розовая», «оранжевая».

Страшной реальностью является то, что на пространстве образованного тогда же, в 1991 году, Содружества Независимых Государств (СНГ), в состав которого вошли 12 из 15 бывших советских республик, все эти годы идут самые настоящие войны - как между странами, так и внутри стран - против своих же граждан.

Казахстан - второе по величине постсоветское государство, на территории которого проживает порядка 130 национальностей - выбрал свой путь, который можно охарактеризовать как «поступательное развитие без конфликтов и потрясений, от экономики - к политике». И что бы ни говорили наши «доброжелатели», эти 19 лет мы прожили в мире, заложив основы крепкой государственности, уверенного экономического роста и добрых уважительных отношений со всеми странами. Что, учитывая современную глобальную и региональную обстановку, не так уж и мало.

На пространстве СНГ Казахстан - единственная страна, сумевшая сохранить внутреннюю стабильность при столь неоднородном национальном и религиозном составе населения, и при этом имеющая хорошие отношения не только с приграничными государствами, но и со всем остальным миром. Экономические успехи Казахстана также не вызывают сомнения - имея ВВП на душу населения более 7 тысяч долларов США (по данным 2009 года), республика является несомненным лидером не только в центральноазиатском регионе, где не имеет даже близких конкурентов, но и занимает равные позиции с другими постсоветскими и постсоциалистическими странами - членами ЕС и G8.

Да, наша новейшая история тоже имела свои взлеты и падения - после десятилетий социа­листической плановой экономики никто не знал, как переходить к принципиально иной - рыночной форме хозяйства. Это был очень трудный путь - ведь эксперимент ставился над 16-миллионным населением - и было очень много скептиков, не веривших в успех молодой казахстанской экономики.

Однако время все расставило на свои места. Безусловно, у современного Казахстана еще очень много социально-экономических проблем, очень многие задачи еще предстоит решить, но нами был взят правильный старт, и за прошедшие 19 лет казахстанский народ смог заложить основу поступательного экономического развития.

Между тем эйфория, наблюдавшаяся вплоть до мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, когда рост экономики РК составлял порядка 10% в год, не должна отвлечь от рационального анализа ключевых факторов, определяющих возможности развития Казахстана.

Опираясь на известный тезис, что главным богатством страны является ее население, можно сделать вывод, что на сегодняшний день республике удалось переломить негативные явления 90-х годов прошлого века, когда численность народонаселения стремительно сокращалась, как из-за отрицательного прироста, так и по причине миграции. Начиная с 2000-х годов, рождаемость в РК превысила смерт­ность, и численность населения после нескольких лет стагнации начала медленно расти, достигнув на 1 июля 2010 года 16 млн. 149 тыс. человек. Конечно, для девятой по величине территории мира - это очень скромный показатель, но, тем не менее, положительная динамика очевидна. Характерно также, что в страну усилился поток мигрантов, притом это не только этнические казахи, но и жители соседних республик, многие из которых даже меняют себе национальность, всеми способами стараясь получить казахстанское гражданство. Среди приезжающих есть также те, кто в свое время переехал на постоянное место жительства в другие страны (Россию, Германию, Израиль и т.д.), а теперь возвращается обратно в Казахстан - на свою Родину.

Следует отметить, что население Казахстана «помолодело» - примерно четверть составляют лица в возрасте до 15 лет, а более половины нахо­дятся в производительном возрасте. Молодое население - определяющий фактор, когда дело касается созидательности и инноваций, поскольку оно предоставляет обществу импульсы, необходимые для развития.

Позитивные импульсы также исходят от казахстанской многоэтничности. Опыт других государств, в том числе США и Канады, показывает, что многоэтничность населения - это большое преимущество, создающее атмосферу здоровой конкуренции и взаимного вдохновения, с детства воспитывающее в человеке терпимость и толерантность, уважение к другим национальностям, их культурным и религиозным традициям.

В направлении развития человеческого потенциала особое внимание государством уделяется сфере образования. Еще с советских времен Казахстан характеризуется практически 100% грамотностью населения, при этом за годы независимости резко увеличилось количество вузов и, соответственно, студентов и людей с высшим образованием. Безусловно, не во всех высших учебных заведениях страны, особенно частных, соблюдаются высокие стандарты, но, тем не менее, стремление молодежи к знаниям, к получению престижных профессий очевидно. Характерно, что если на первых этапах престижными специальностями в основном считались юридические и экономические, то в настоящее время большое число выпускников отдает предпочтение инженерным, техническим, а также педагогическим специальностям. Именно на эти специальности государство предоставляет большее количество учебных грантов, они являются приоритетными и в программе обучения за рубежом «Болашак».

Еще одним богатством Казахстана являются его природные ресурсы, а их добыча и экспорт стали «локомотивами» казахстанской экономики и вывели ее на траекторию устойчивого роста. Многие «обвиняют» Казахстан в сохраняющейся сырьевой направленности экономики, однако в самом этом факте нет ничего противоестественного.

Высокие показатели сырьевого экспорта и доли добывающей промышленности в ВВП - характерны для стран, обладающих значительными запасами природных ресурсов, к которым, без сомнения, относится и наша республика. Доминирование сырьевой составляющей является объективной, оправданной и достаточно рациональной стратегией внешнеторговой политики ресурсообеспеченных стран. Крупнейшими добытчиками и экспортерами минерального сырья в мире являются богатейшие монархии Персидского залива, Россия, Норвегия, Канада, Австралия, США, Иран, Великобритания и др. Нынешнее благополучие этих государств во многом было достигнуто именно благодаря развитому горнодобывающему сектору.

На сегодняшний день Казахстан позиционирует себя как один из самых крупных и перспективных экспортеров трех важнейших на мировом рынке товаров: нефти, металлов и зерна.

В этой связи, необходимо признать тот факт, что именно доходы от продажи сырьевых ресурсов, аккумулированные в Национальном фонде Республики Казахстан, в самые трудные годы выступают в роли «подушки безопасности» для нашей экономики, обеспечивая выполнение государством не только своих социальных обязательств, но и позволяя реализовывать программы развития. Так было и в тяжелые 1990-е, и во время последнего общемирового финансового кризиса, когда многие страны-лидеры мировых рейтингов были вынуждены резко сокращать свои социальные расходы, а Правительство Казахстана нашло возможности даже проиндексировать все социальные выплаты (пенсии, зарплаты бюджетников, различные пособия и т.д.).

Природные ресурсы, безусловно, послужили для Казахстана стартовой площадкой для экономического роста. Но объективно назрела необходимость структурных изменений в экономике страны, которые позволили бы реализовать выигрыши от обладания природными богатствами путем развития собственных высокотехнологичных отраслей производства, сокращения импорта потребительских товаров, в первую очередь, продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Понимая это, Правительством Казахстана проводится целый ряд мероприятий, направленных именно на индустриально-инновационное развитие страны. Среди последних следует отметить реализуемую в настоящее время Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы. Одним из механизмов реализации данного стратегического проекта является единая бюджетная программа «Дорожная карта бизнеса 2020».

Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» направлена на эффективное использование потенциала малого и среднего бизнеса Казахстана в целях вхождения страны к 2020 году в число 50-ти стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом. Основной целью данной программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, в регионах и в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. При этом акценты делаются на оздоровлении предпринимательского сектора, поддержке новых бизнес-инициатив и экспортоориентированных производств.

Казахстан среди постсоветских республик давно считается страной с самым благоприятным бизнес-климатом. Это по достоинству оценили иностранные инвесторы - Казахстан является лидером на пространстве СНГ по объемам привлечения иностранных инвестиций. Характерно, что положительный имидж, сформировавшийся у республики за годы независимости, позволяет ей и в сегодняшней - нелегкой для мировых финансов ситуации, при наблюдающемся снижении активности на мировых рынках капитала - оставаться в числе лидеров по привлечению инвестиционных ресурсов в целях развития своей экономики.

Всего же, по информации Министерства индустрии и новых технологий РК, за период с 1993 года по 31 марта 2010 года в экономику Казахстана было привлечено 113 млрд. долларов США. При этом, за первый квартал 2010 года на 53% больше, чем за первый квартал 2009 года. Характерно, что инвестиции в несырьевые отрасли экономики в два раза превысили аналогичный показатель прошлого года. Основными странами-инвесторами Казахстана выступили: Нидерланды, США, Великобритания, Виргинские острова, Франция и Италия. В первую десятку инвесторов входят также Россия, Южная Корея, Канада и Китай.

В последнее время интерес к инвестированию в Казахстан появился и со стороны стран Ближнего и Дальнего Востока, которые до начала нынешнего мирового кризиса не входили в число лидеров по вложениям средств в казахстанскую экономику. Не видя оптимистических сигналов с западных рынков и желая диверсифицировать структуру своих инвестиций, на рынке Казахстана стали проявлять активность богатые арабские страны (исламский банкинг), а также Китай, Япония, Южная Корея и другие государства, ранее предпочитавшие вкладывать деньги в Европу и США.

Большую роль в наблюдающемся притоке инвестиций играет стабильная и предсказуе­мая внутренняя политика страны, искреннее желание развиваться, использовать новые технологии и методы управления.

На территории Казахстана ведут свою деятельность практически все крупные иностранные компании, притом не только в добывающем секторе, но и в инфраструктурном - в торговле, гостиничном бизнесе, в банковской сфере, консалтинге.

Границы страны открыты для свободного перемещения своих граждан, которые могут беспрепятственное выезжать за рубеж на отдых, лечение, учебу, в деловые командировки. С началом действия Таможенного союза с 1 июля 2010 года значительно упрощено перемещение товаров между Казахстаном, Россией и Беларусью. Участие Казахстана в Таможенном союзе, потенциальная емкость рынка которого составляет 170 млн. потребителей, открывает для внутренних производителей большие возможности, но в то же время несет в себе и значительные риски - отечественной продукции придется на равных конкурировать с изделиями из России и Беларуси. Однако национальный бизнес должен воспользоваться шансом и включиться в гонку за региональное экономическое лидерство.

Помимо этого, уникальное географическое положение Казахстана позволяет успешно реализовать его транспортно-транзитный потенциал и завоевать позиции эффективного глобального посредника между европейскими и азиатскими гиперрынками.

Все эти годы Казахстан успешно реформировал свое институционально-законодательное поле. В стране были приняты законы в самых важных областях экономики, такие как новый Гражданский и Налоговый кодексы, коммерческое, корпоративное и па­тентное право. Иностранные инвестиции защищены Законом «Об иностранных инвестициях».

Правительством была реформирована пенсионная система, проведена реформа ЖКХ, на международные стандарты переведен банковский сектор. На подобные решительные меры до сих пор не может пойти даже наш ближайший «конкурент» - Россия.

Когда Правительство инициировало проведение этих реформ, его обвиняли во всех грехах - но время показало правильность выбранного курса. Формирование накопительной пенсионной системы позволило создать на отечественном рынке мощных внутренних инвесторов в лице пенсионных фондов. Казахстанцы забыли, что такое задержка или невыплата пенсий.

Реформа ЖКХ перевела эту вечную обузу муниципальных органов власти на рыночные конкурентные рельсы. Оплачивая квартплату, потребитель имеет полное право требовать своевременность и качество предоставляемых услуг.

Перевод банковской системы Казахстана на мировые стандарты позволил не только санировать финансовый сектор, резко сократив количество банков второго уровня, но и способствовал привлече­нию внимания инвесторов. Да, последний глобальный экономический кризис достаточно ощутимо задел банковский сектор Казахстана, но это также способствовало его оздоровлению, сдуванию «пузырей» на финансовых рынках и рынках недвижимости, критическому переосмыслению сложившегося положения дел.

Сегодняшняя макроэкономическая ситуация оценивается экспертами как вполне благоприятная: экономика демонстрирует рост (за 1-ое полугодие 2010 г. к 1-му полугодию 2009 г. - до 8%), уровень инфляции в августе 2010 г. к декабрю 2009 г. составил 4,6% - достаточно низкий приемлемый уровень, уровень безработицы во 2-м квартале 2010г. - 5,8 %.

Характерно, что темпы роста в 1-м полугодии 2010 г. демонстрируют все отрасли экономики Казахстана, притом промышленность и торговля - свыше 10%. Что говорит не только о подъеме инвестиционной активности, но и об улучшении ситуации в потребительском секторе - росте доходов населения, повышении покупательской способности простых граждан.

Правительство в полном объеме выполняет свои социальные обязательства, в том числе, и по жилищному строительству. Многие семьи простых казахстанцев уже получили современное муниципальное жилье на льготных условиях.

Строятся больницы и школы, внедряются передовые методики оказания медицинских и образовательных услуг населению.

Да, у страны еще очень много проблем. В коренной модернизации нуждается отечественная промышленность, явно недостаточны темпы развития сельского хозяйства, продукция многих предприятий не выдерживает конкуренции с импортом. Несмотря на относительно высокие показатели (по СНГ) средних зарплат и пенсий, уровень жизни многих казахстанцев, особенно в сельской местности, остается на низком уровне. Неразвита инфраструктурная сеть отдаленных районов, даже в крупных городах качественные дороги мирового уровня - пока что редкость. Огромные резервы для развития имеет туристический кластер Казахстана, способный стать еще одним существенным фактором развития страны.

Тем не менее, накопленный опыт развития страны показал, что все эти проблемы решаемы, а высокие цели - реальны и достижимы. Для этого у республики есть все предпосылки - грамотное население, значительные природные запа­сы, внутренняя стабильность и политическая воля.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что новейшая история Казахстана - это история успеха. Страна продолжает свое поступательное развитие в сложном конкурентном и подчас очень агрессивном мире. Республика постепенно завоевывает прочные позиции на мировом политическом и экономическом поле. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году - яркое тому подтверждение.

Казахстан на протяжении всех лет своей государственности последовательно проводит политику интеграции на постсоветском пространстве, при этом не боясь потерять свой суверенитет. Цель такой интеграции - окружить себя союзниками, дружескими странами, перевести решение всех проблем в мирное русло.

Казахстан открыт миру и не держит «камень за пазухой». Доказательством этому является добровольный отказ от четвертого в мире по мощности арсенала ядерного оружия и полное закрытие крупнейшего в мире ядерного испытательного полигона. Это стало достойным вкладом в глобальную безопасность, получившим признание других народов и государств.

Да, на трудном пути государственного строительства было сделано немало ошибок, но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Казахстан продолжает двигаться вперед, строит современное гражданское общество, развитую экономическую систему, налаживает эффективное сотрудничество со своими партнерами. И в связи с этим еще одним фактором развития республики должен стать оптимизм, позитивный настрой ее граждан, их активная гражданская позиция, желание лично принять участие в улучшении жизни простых казахстанцев и повышении престижа своей страны.

Сейчас читают