Можно ли ожидать стабильности в Кыргызстане? - мнение эксперта, директора Института парламентаризма и демократии КР

БИШКЕК. 21 января. КАЗИНФОРМ. /Арнур Рахымбеков/ - О сегодняшней политической ситуации в Кыргызстане и перспективах ее возможного развития читателям Казинформа рассказывает кыргызстанский политолог Зайнидин Курманов, давший интервью корреспонденту агентства
None
None

- Зайнидин Карпекович, хотелось бы узнать мнение эксперта, директора Института парламентаризма и демократии о нынешней политической ситуации в Кыргызстане и каких сценариев можно ожидать в ближайшее время?

- Ситуация более или менее вошла в нормальное русло, если все, что происходит, можно назвать нормальным. Сейчас страна пытается жить по новым правилам, определенным в новой конституции. А новые правила состоят в том, что нет единого центра принятия политических решений, и в этом плане нынешние условия предполагают взаимодействие между разными политическими силами, поиск компромисса, поиск общих целей, идей, стратегий, чтобы снова не раскачать лодку и, значит, не потерять единство страны и государственность.

В Кыргызстане, после почти годичной смуты, все ждут, когда начнут работать новые конституционные органы - парламент, правительство, суд. Планы заявлены громадные, народ в тревожном ожидании, а не превратится ли все в очередное надувательство, как это уже бывало. И было еще вчера, после апрельского переворота. Способна ли новая власть стабилизировать политическую ситуацию, сохранить единство страны и народа, обеспечить личную безопасность? Привлечь зарубежных инвесторов? Решить накопившиеся острые социальные проблемы? К сожалению, времени у них (власти - автор) мало, и, если обещания не будут скорым образом исполняться, то, скорее всего, весна и осень будут очень горячими.

Впрочем, и сейчас ситуация складывается нелегкая, особенно после скандала в парламенте о «распиле» бакиевских миллионов между членами Временного правительства. В одночасье пал их ореол чистых и безупречных революционеров-тираноборцев. Каковы будут последствия сегодняшних разоблачений, трудно сказать. Знаю только одно: терпеть и ждать уже больше никто не хочет, особенно простые люди, которые, как показали результаты парламентских выборов, власти уже не верят. Сакральность власти растоптана, и нужны неимоверные усилия, чтобы вернуть к ней всеобщее доверие. Видя новый передел власти и собственности, люди рвутся во власть, чтобы сделать ее ближе к народу, либо путем ультиматумов, шантажа и угроз добиться долгожданных перемен в собственной жизни. Ждать уже более никто не намерен. Такое у меня складывается впечатление - после анализа политических событий за прошедшее после апреля время. Сейчас многое зависит от умения элит находить компромиссы и балансы. Будет согласие и взаимопонимание - будет спокойствие и, может быть, даже развитие. Иначе - смута и новые попытки начать все сначала.

Как говорил в назидание потомкам величайший полководец и государственный деятель, уничтоживший в своем государстве коррупцию - Ганнибал, герой второй Пунической войны, живший во 2 веке до н.э., его победили не римские легионы, а его политические оппоненты из Совета старейшин. Но, победив и изгнав его, эти завистники одновременно уничтожили и сам Карфаген.

-Если говорить о внешней политике новой власти, как Вы думаете, Кыргызстан сохранит многовекторность или будет тяготение к ближайшим соседям - России и Казахстану?

- Уроки прошлого и здравый смысл подсказывают, что мы должны избавиться от некоторых суверенных иллюзий. Развитие политических процессов диктует, что после всего произошедшего мы должны стать прагматиками, а политики должны научиться мыслить рационально.

Это означает, что страна должна отныне жить в нормальной политической среде и в доброжелательном окружении. А для того, чтобы это получилось, надо сделать все, чтобы слова и дела между собой не расходились. Наш суверенитет все должны уважать, но и мы должны с уважением относиться к нашим друзьям, соседям и партнерам. Быть предсказуемыми, честными и надежными в общих делах, поступках и замыслах. Не кривить душой, не пытаться обмануть, проскользнуть, повесить лапшу на уши сладкими речами. Иначе говоря, быть джентльменами. Национальные интересы должны быть превыше всего. Это все знают и все правильно поймут. Для нас это означает, что мы не должны превращаться ни в антироссийскую, ни антизападную, ни антиказахскую или еще анти-какую-то территорию. Для Кыргызстана важно сейчас стать перекрестком цивилизаций, где встречаются и договариваются разные культуры. Но очевидно и то, что мы должны вывести наши отношения с нашими соседями на новые рубежи и высоты по всем направлениям сотрудничества, и, особенно в области экономики и торговли. Не делить их на друзей и врагов, развивать со всеми равноправные и заинтересованные партнерские отношения. Понимать, что есть соседи и братья, данные нам историей, а есть и новые друзья и хорошие знакомые, объединенные с нами желанием построить справедливое и процветающее общество.

Не умаляя никого, вместе с тем я хотел бы обратить внимание на казахов, у которых в последнее время просматривается новая геополитическая роль в регионе. Среди 51 народа общетюркского корня, на свете к кыргызам нет никого ближе, чем казахи. Казахам и кыргызам переводчик не нужен. А родство на Востоке - многое значит. Японцы, долгое время считавшиеся в мире изолированным народом, т.е. народом без родственников, много сил потратили, чтобы опровергнуть этот тезис. Опираясь на данные научных исследований, они обрели в лице тюрков своих утраченных родственников. Хотя, на первый взгляд, казалось бы - зачем им это? Ведь они сейчас имеют все... Кыргызстан должен скорректировать свою внешнюю политику, исходя из этих обстоятельств.

Сейчас мы очень заинтересованы в экономических проектах с соседями, особенно с Россией, Казахстаном и Китаем, у которых имеются огромные инвестиционные возможности. Кыргызстан также заинтересован в реализации гуманитарных и социальных проектов, в которых особенно сильны США и страны Евросоюза. Кыргызстану и самому есть чем поделиться с этими и другими странами. Но международное сотрудничество - это дорога с двусторонним движением. Партнерство и сотрудничество должно развиваться, но не стоя на коленях или ползая на брюхе.

- Как вы думаете, возможно ли повторение на юге страны трагических «июньских событий»?

- К сожалению, в условиях политической нестабильности в стране может произойти все, что угодно. Если бы у нас была стабильная политическая система, стабильная власть, стабильные политические партии, стабильное гражданское общество, стабильная политическая элита, не коррумпированные правоохранительные органы, справедливый суд и совершенные законы, то можно было бы с прямой уверенностью говорить, что подобное у нас никогда больше не произойдет.

К сожалению, Кыргызстан сейчас сложная страна, при анализе которой просматривается огромное число постоянных и переменных величин, процессов, структур, идей, которые движутся в разных направлениях, в разных измерениях и с разной скоростью. В Кыргызстане создана благодатная почва не только для политического плюрализма, но и распространения всякой идеологической ереси и мусора. Разоблачение нескольких актов террора свидетельствует о том, что деструктивные силы, в т.ч. и террористические, от изучения и наблюдения переходят к активной фазе деятельности. Мы незаметно стали частью каких-то международных проектов, далеко не гуманитарного характера. Естественно, без положительного решения социальных проблем, без адекватных нынешнему времени действий, решения национальных проблем - угроза конфликтов будет нарастать. Эти решения должны быть взвешены и компетентны, а не плодить новое разочарование. Единственное средство, с помощью которого власть еще может вернуть утраченное доверие, это согласие и компромисс. Методы принуждения и насилия вызовут лишь бурю нового негодования. Я думаю, что должна быть серьезно скорректирована национальная политика, сделан уклон в сторону формирования политической нации, т.к. политика этнократии не дала положительных результатов, не оправдала себя.

- Является ли сложившаяся политическая конъюнктура Кыргызстана выражением интересов всех региональных элит страны?

- Сегодняшнюю политическую конструкцию (коалиционное большинство в парламенте и правительстве) я рассматриваю как союз между севером и югом республики, между региональными элитами и кланами. Кыргызстан как государство, по идее, должен стать союзом свободных граждан - как Франция, Италия или Германия и т.д.

Но на деле наше государство является союзом племен и народов, а это не совсем одно и то же. Это говорит о том, что нам надо научиться договариваться, как это умели делать наши предки в дореволюционные времена. В большевистские годы мы утратили это качество, но получили взамен классовую нетерпимость, враждебность к инакомыслию, желание превратить оппозицию «в лагерную пыль». Сейчас в Кыргызстане нет единого центра принятия решений, власть рассредоточена между президентом, парламентом и правительством. Поэтому многое будет зависеть от правящей элиты, сможет ли она подняться с регионально-кланового масштаба до общенационального уровня. То есть вопрос в том, будут ли в политике доминировать общенациональные интересы или же по-прежнему частные интересы будут определять векторы развития. Та же самая Монголия тоже находилась на грани политического коллапса. Но в один ответственный момент, когда элиты поняли, что так дальше продолжаться не может, что все это грозит распадом государства, - правящие элиты договорились между собой, разделили между собой не только сферы влияния, но и сферы ответственности. И это позволило им удержаться на плаву, дать надежду, что парламентская демократия может состояться в центрально-азиатском регионе вопреки всем пессимистическим прогнозам и отсутствию базовых условий. Сейчас у них сложилась своеобразная договорная демократия, где нет доминирующих кланов. И - как следствие - страна стала успешнее и быстрее решать свои проблемы, встала на путь стабильного развития.

Если мы в Кыргызстане построим такую же модель, когда никто не будет выходить за пределы своей компетенции, различные силы будут соблюдать балансы, может быть, мы сможем повторить путь Монголии, и парламентская форма правления тоже у нас приживется. В ином случае снова возможен возврат к единому центру с президентом во главе. Хотя нет плохих форм правления, а есть посредственные правители. Элитам надо попытаться реализовать парламентскую модель. Ведь она может придать свежее дыхание стагнирующим политическим и экономическим процессам, демократическим институтам. Может быть, при парламентской форме правления, с помощью этого механизма нам удастся добиться ускорения модернизации. Потому что двадцать лет существования полупрезидентской формы правления показали, что мы, по некоторым актуальным вопросам, все это время практически не двигались вперед. Многие процессы и отношения были заморожены и изуродованы. Может быть, сейчас пойдет движение, и мы быстрее созреем как в правовом, так и политическом смысле? Но надо настроиться на кропотливую и трудную работу.

- Вы были в большой политике, занимали пост спикера Жогорку Кенеша (национальный парламент). На парламентских выборах состояли в списке партии «Содружество». Какие у вас планы на будущее?

- Из-за того, что я не попал в парламент, трагедии не делаю. Можно работать и быть полезным обществу и в другом месте. Сейчас работаю со студентами. Ведь я и пришел в большую политику с преподавательской скамьи. Любой политик должен быть по натуре учителем. Учительство - это моя профессия. Может быть, поэтому я и состоялся как политик. Сейчас создал свое НПО, через которое буду продвигать идеи парламентаризма и парламентской демократии. Никакая парламентская демократия не может существовать без эффективно действующего парламента. А изъянов у нашего Жогорку Кенеша еще немало.

На тренингах и лекциях я всегда приводил Казахстан как политический образец решения сложных вопросов, особенно строительства своего парламента. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев не отдал вопросы развития парламента на откуп своим депутатам (как это сделали в Кыргызстане), потому что он понимал, что это опасный и безответственный путь. Он сам совместно со специалистами активно участвовал в создании современной модели парламента Казахстана в условиях полупрезидентской формы правления.

Сейчас казахстанский парламент оснащен самым современным образом, в депутатский корпус влились специалисты высокого класса. Страна движется в правильном направлении. И я, как специалист в области парламентаризма, искренне восхищаюсь организацией работы казахстанского парламента, его верхней и нижней палат. Все сделано правильно и разумно, с учетом интересов государства и народа, мировой и национальной практики, достижений современной юридической мысли. Остается пожелать братскому казахскому народу сохранения политической стабильности и дальнейшего экономического процветания.

- Благодарю за интервью.

Сейчас читают