Мобильная долина в стране Санта-Клауса

АСТАНА. 24 марта. КАЗИНФОРМ /Ильяс Омаров/ - Начался первый государственный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Финляндскую Республику. Данный визит имеет важнейшее значение для вывода казахстанско-финских отношений на качественно новый уровень. Чем привлекательна эта страна для нас? Для этого заглянем немного в историю этой страны, которую сами финны называют Суоми.
None
None
Лет 20 назад Финляндия ассоциировалась у нас с хоккеем и лыжным спортом, сыром «Виола», тропическими соками, попадавшими на наш рынок в финских упаковках, да, пожалуй, изделиями из дерева компании Nokia.Геополитическое положение Суоми на стыке Запада и Востока обусловило во времена «холодной войны» проведение финским руководством политики нейтралитета. Не случайно Хельсинки стал местом проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), позже ОБСЕ, послужившей основой для глобальной разрядки. Сегодня в Финляндии, которая председательствовала в Организации в прошедшем году, считают, что Центральная Азия, а именно Казахстан, играет ключевую роль в ОБСЕ в контексте обеспечения региональной и глобальной безопасности, противостояния таким вызовам современности, как наркотрафик, организованная преступность и терроризм. Распад Советского Союза весьма болезненно ударил по Финляндии. По злой шутке истории, развал Восточного блока в то время совпал с кризисом на Западе. Все это происходило на фоне более глубокого структурного и идеологического кризиса, охватившего Скандинавский регион. Ведь многие годы социал-демократическая модель северных стран, которая обеспечивала относительное равенство с высоким уровнем жизни, на этот раз не могла устоять перед глобализацией. Капитал начал бежать туда, где можно было эксплуатировать более дешевый труд, не думая о высоких налогах и экологических нормах.Прошло примерно 15 лет. Безработица сократилась, экономика стремительно пошла на подъем, как впрочем, и жизненный уровень тоже. Финны, раньше отстававшие от своих соседей по Северной Европе по показателям качества жизни, наконец, догнали, а по некоторым пунктам даже обогнали их. Социальные программы сохранились - пусть и не такие щедрые. А весь мир разговаривает по мобильным телефонам Nokia. Либеральные экономисты в начале 1990-х годов объяснили, что успеха можно достигнуть, лишь следуя нескольким простым правилам. Государство должно сокращать социальные расходы, по возможности ни во что не вмешиваться, снижать налоги. Тогда возникнет благоприятный климат для инвестиций, люди станут предприимчивыми и технологическая революция покажет себя во всей красе. Финны сделали все с точностью наоборот. Высокие налоги сохранялись, государство прямо участвовало в производственных и научных программах, сохраняя изрядную долю собственности, социальные расходы оставались на высоком уровне. По логике либеральных экономистов, это должно было привести к катастрофе. Между тем в начале третьего тысячелетия Финляндия лидировала и по темпам роста экономики, и по размаху технологической революции.Тогда финны сделали ставку не на свертывание социальных программ и тотальную приватизацию, а на развитие информационных технологий, которые должны были компенсировать свертывание традиционной промышленности. При этом в отличие от Силиконовой долины в Калифорнии, где все делалось на основе частного предпринимательства, здесь решающую роль в технологическом рывке сыграло государство. Финляндия вовсе не отказалась от участия частного капитала в технологической революции. Но государство взялось за создание для нее наиболее благоприятных условий. Именно в госсекторе была создана корпорация Nokia в том виде, которую мы сейчас знаем, а значительные средства были направлены правительством на оборудование школ и рабочих мест по стандартам передовых информационных технологий. Частный капитал привлекался к общественным проектам. Высокие технологии развивались в стране на университетской основе, что позволило объединить в одну цепь образование, исследование и внедрение, и как следствие предотвратить утечку мозгов. Уроки финского опытаФинская модель информационного общества сложилась в очень специфических условиях, которые нельзя с точностью воспроизвести в других странах. Однако есть ряд уроков, которые следует извлечь из финского опыта. Ведь опыт Финляндии показывает, что развитое государство совместимо с инновациями и развитием информационного общества. Сотрудничество труда и капитала, опосредованное правительством, допускает развитие гибких форм использования труда в рамках стабильной системы индустриальных отношений. В стране государство играло и продолжает играть важную роль при определении направления экономического развития и в построении информационного общества, не ставя экономику под контроль. Вместо этого государство стало одним из главных агентов либерализации экономической системы. Финское государство использовало стимулы и стратегическое планирование в качестве дополнений к рыночным механизмам, а не в качестве замены им. Таким образом, финское государство создало условия, при которых бизнес мог реструктурироваться и развернуть конкуренцию в глобальном масштабе. Кстати, любопытно и то, что в области энергетики Финляндия занимает лидирующие позиции в мире по использованию возобновляемых источников энергии. Около 30% потребляемой в стране энергии производится на основе возобновляемых источников энергии. Благодаря эффективному энергосбережению, ядерной энергетике и использованию возобновляемых источников, Финляндия успешно справляется с задачей контроля за выбросами диоксида углерода в атмосферу. В ноябре 2008 года финское правительство приняло Долгосрочную стратегию, предусматривающую меры по сокращению парниковых выбросов, развитию возобновляемой энергии и улучшению эффективности энергопотребления до 2020 года и содержащую рекомендации до 2050 года. Стратегия нацелена также на уменьшение зависимости Финляндии, поскольку 70% потребляемой в Финляндии энергии импортируется.Сегодня, несмотря на последствия мирового кризиса, рейтинговое агентство «Standard & Poor's» подтвердило суверенные рейтинги страны с положительным прогнозом. В целях преодоления последствий кризиса правительство Финляндии предусмотрело выделение дополнительных бюджетных ресурсов на финансирование предприятий и строительство. Основными задачами нового восстановительного пакета являются обеспечение кредитования предприятий и продолжение работы строительной промышленности. Наш интерес в Суоми Финны одними из первых установили дипломатические связи с нами - еще в мае 1992 г. Сегодня двусторонние отношения в торгово-экономической сфере развиваются с новым импульсом, о чем свидетельствует рост взаимной торговли, который увеличивается из года в год. По данным статистики, товарооборот между нашими странами за 2008 год составил 1,1 млрд. долл. США (экспорт - 634,1 млн. долл., импорт ? 506 млн. долл.). В 2007 г. этот показатель составил 732,4 млн. долл., в 2006 г. ? 516,3 млн. долл., а в 2005 г. ? 375,5 млн. То есть результат налицо. Финский бизнес представлен не так обширно у нас - в Казахстане зарегистрировано 22 компании с участием финского капитала, пять из них совместные предприятия. В то же время, северян привлекает экономическая стабильность нашего рынка. Деловые круги Суоми основу своей деятельности видят в содействии осуществлению контактов в области телекоммуникаций и лесной промышленности, транспорте и металлообрабатывающем секторе.Финляндия выступает за развитие транспортных маршрутов, соединяющих Казахстан с Европой, и поддерживает вступление Казахстана в ВТО, которое обеспечит возможность более активного двустороннего экономического взаимодействия.Северяне не раз отмечали, что финский бизнес готов к реализации различных совместных проектов в тех отраслях экономики, в которых Финляндия имеет самый передовой опыт. Речь идет о сотрудничестве в области металлургии, телекоммуникаций, природоохранных технологий (биотехнологий и энергосбережения), лесного хозяйства и аграрного сектора. Нам, кстати, может пригодиться финский опыт по строительству в северных условиях, в частности, градоустройства Астаны. Ну и, конечно, опыт по информатизации общества, обеспечению высокого уровня образования, сохранению культурной идентичности и родного языка. Словом, у наших стран, несмотря на географическую отдаленность, много общего, и соответственно благоприятные перспективы развития. Похожи мы с финнами по части языковой ситуации - в стране в обиходе тоже два языка, финский и шведский, но в отличие от нас оба имеют статус государственного. Поэтому на родине Санта Клауса все вывески, надписи и указатели выполнены на двух языках. Справка Казинформа.ФИНЛЯНДИЯ. Общие сведения Официальное название - Финляндская Республика (финское название - Суоми). Территория ? 338,1 тыс. кв. км. Граничит с Российской Федерацией, Норвегией и Швецией. Столица - Хельсинки (560 тыс. чел.). Крупнейшие города - Эспоо, Тампере, Ванта, Турку (столица Финляндии до 1812 года). Население ? 5,2 млн. чел. Исконные этнические меньшинства - шведы (5,7%), саами (4500 чел.) и романе (цыгане ? 6000 чел.). Религия ? преобладает евангелическое лютеранство (85%), исповедуются православие (1%) и другие религии (2%). Государственные языки ? финский и шведский. Саамский язык является официальным на исконных территориях проживания саами. Национальный праздник - 6 декабря, День независимости (1917 г.). Денежная единица ? евро (с 1 января 2002 года).Административно-территориальное делениеСтрана разделена на 5 ляней (губерний) и 337 самоуправляющихся коммун. Особое политико-административное положение имеют Аландские острова (площадь ? ок. 5,5 тыс. кв. км., большинство населения шведы), которые пользуются довольно широкой автономией и имеют собственный парламент (ландстинг, 30 депутатов) и свой флаг. В Парламенте Финляндии Аландские острова представлены 1 депутатом.Государственное устройствоФинляндия - парламентская республика. Глава государства - Президент, избираемый на 6 лет прямым всеобщим голосованием. Президент вместе с Парламентом осуществляет законодательную власть, а вместе с Правительством представляют исполнительную власть. С марта 2000 г. Главой государства является Тарья Халонен (переизбрана в январе 2006 г.). Парламент (Эдускунта) является однопалатным органом, в состав которого входят 200 депутатов. Выборы депутатов Эдускунты проводятся каждые 4 года посредством прямых выборов по системе пропорционального представительства. Последние выборы состоялись 18 марта 2007 года. С 24 апреля 2007 г. Председателем Парламента является Саули Ниинисте. Правительство формируется партией или коалицией партий, победившей на парламентских выборах. С 19 апреля 2007 г. Премьер-министром является Матти Ванханен, лидер партии «Финляндский центр».Политические партииПравительственная коалиция Финляндии состоит из следующих 4 партий. Партия «Финляндский Центр» (ПФЦ) - создана в 1906 г. (до 1965 г. - Аграрный союз, до 1988 г. - Партия центра) и является крупнейшей в стране партией, насчитывающей более 280 тыс. членов. Национальная коалиционная партия (НК) - создана в 1981 г. (около 80 тыс. членов). Вторая после центристов по уровню поддержки со стороны избирателей партия, придерживается в политическом плане традиционных консервативных позиций. Тесно связана с промышленным и финансовым капиталом. Имеет в то же время расширяющуюся базу среди промышленных рабочих. Входит в Европейский Демократический Союз. Шведская народная партия (ШНП) - создана в 1896 г. (около 45 тыс. членов). Принадлежит к политическому центру. На первый план выдвигает защиту шведского национального меньшинства Финляндии. Входит в Либеральный Интернационал.Союз «зеленых» Финляндии - основан в конце 70-х годов как широкое общественное движение за охрану окружающей среды, в начале 80-х годов начал оформляться в политическую партию. Идейно-политическое и организационное оформление завершилось в 1990 году. В идеологическом плане «зеленые», популярность которых постоянно растет, не причисляют себя ни к буржуазному, ни к левому флангу. Социал-демократическая партия Финляндии (СДПФ) - создана в 1918 г. на базе прежней Социал-демократической партии, основанной в 1899 г. Насчитывает около 100 тыс. членов и опирается на поддержку большей части рабочих, имеет влияние среди служащих с низкими и средними доходами, мелких предпринимателей, радикально настроенной интеллигенции. Играет ведущую роль в профсоюзном движении. Входит в Социнтерн, тесно сотрудничает с социал-демократическими партиями скандинавских стран.Христианский союз Финляндии (ХСФ) - основан в 1958 г. (18 тыс. членов). Как политическая сила выступает с 1970 года. Его платформа - защита христианских ценностей, сохранение самобытности финской культуры. Либеральная народная партия (ЛНП) - создана в 1965 году. Опирается на средние слои государственных служащих, преподавателей (более 1 тыс. членов). Тяготеет к центристскому сотрудничеству. Член Либерального Интернационала.Сельская партия Финляндии (СПФ) - создана в 1959 г. (до 1966 г. - партия мелких землевладельцев). Левый союз Финляндии (ЛСФ) - создан в апреле 1990 г. по инициативе и на базе Демократического союза народа Финляндии, в 1990 г. заявившего о роспуске, Коммунистической партии Финляндии, и Коммунистической партии Финляндии (единство).
Сейчас читают