МНЕНИЕ О ЕАЭС: Наши конкурентные преимущества – общая история и единство социально-культурных ценностей

АСТАНА. КАЗИНФОРМ – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который начнет действовать с 2015 года, ставит своей целью только экономическое сотрудничество. Активный межкультурный взаимообмен способен сделать интеграционный процесс более успешным. Такое мнение высказывает Дина Аманжолова, ведущий научный сотрудник Института истории РАН, заслуженный работник высшего образования РФ, доктор исторических наук, профессор.
None
None

Сегодня проблемы евразийской интеграции остаются одной из самых дискуссионных тем, и не только в России, Казахстане и Беларуси – главных двигателях этого процесса. Вполне понятно, что новый объединительный процесс привлекает внимание близких и весьма далеких географически стран, их лидеров и общественности по разным причинам.

Появляется очень много спекуляций по поводу опасности возрождения СССР и доминирующей роли России в будущем объединении. Я думаю, что эти суждения беспочвенны.

Конечно, ассоциации и аналогии с СССР напрашиваются, хотя бы потому, что другого опыта интеграции в Евразии пока не было. Этот новый опыт на наших глазах лишь начинает реализовываться. Все политически грамотные и здравомыслящие люди понимают, что возродить СССР невозможно и не нужно. В то же время совершенно очевидно, что интеграция крайне необходима в условиях жесточайшей, нередко циничной конкуренции, когда против экономик, а значит, и безопасности бывших советских республик действуют крупные, изощренные в рыночном поведении и в борьбе за ресурсы международные объединения , ведущие национальные экономики, глобальные корпорации. К тому же у нас для этого есть объективные условия, позволяющие выиграть во времени и ресурсах, чтобы успешнее и быстрее двигаться вперед, укреплять свою экономику и защищать интересы народов.

Что касается роли России, то здесь надо понимать, что Россия тоже, как и Казахстан, после распада СССР прошла непростой путь независимости. Это другая страна, уже выросло поколение молодежи, которое не имеет ностальгии по СССР. Да и сегодняшним 35-летним россиянам в 1991 году было всего 12 лет, они социализировались и вступили в активную жизнь в другой стране.

Конечно, для эффективной интеграции нужно, прежде всего, думать о том, как совместно в общих интересах ее реализовать, а не о том, как отвоевать друг у друга преференции в ущерб другой стороне. Нужны трезвая аналитика, умный расчет, взаимное уважение и доверие, разумный компромисс и многое другое, чтобы не проиграть, а выиграть в модернизации наших стран. К объективно возникающим трудностям важно относиться с пониманием, преодолевать их на основе согласия, а не противодействия.

И здесь, по-моему, стоит подчеркнуть ответственность не только политиков, органов власти и управления, но и экспертного сообщества и вообще граждански ответственных людей. У части интеллигенции всегда было модно критиковать власть, и повод найти тоже всегда нетрудно. Но при этом надо понимать, «как наше слово отзовется». Каждому на своем месте, в рамках своей компетенции и ответственности, надо много, ежедневно, не рассчитывая на скорое вознаграждение и общественное признание, трудиться на созидание.

Культура, являющаяся фундаментальным фактором устойчивого развития общества, призвана играть решающую роль в овладении представителями всех социальных страт, в т.ч. лидерами государственных, политических, общественных, религиозных и других структур и объединений адекватными требованиям современности моделями социально ответственного поведения. Сегодня помимо существующих социально-экономических факторов, вызывающих международную нестабильность, культурная и религиозная безграмотность, включая отсутствие знаний о собственной культуре и наследии и о культуре и наследии других, создает почву для отторжения, экстремизма, терроризма и войны. Механически понимаемая глобальная мультикультурность, толерантность, агрессивное навязывание моды на иноэтничные нормы, ценности, праздники далеко не всегда гармонично сочетаются и учитывают национальные и этнические ценности и традиции народов наших стран.

Принципиальное значение имеет наличие или отсутствие у каждого гражданина системы нравственно ориентированных ценностных приоритетов, а также характер социально-политической культуры, формы и способы диалога масс и представляющих власть, интеллигенцию, бизнес деятелей и их организаций. Местные и региональные власти, работая в тесном контакте с гражданами и группами гражданского общества, играют основополагающую роль в межкультурном диалоге. Одна из его злободневных сторон сегодня, в т.ч. в постсоветских государствах, - возрастающая степень транскультурного контекста, в котором мы живем, объективно складывающаяся смешанная и множественная идентичность. Эти обстоятельства, богатство нашего культурного ландшафта следует рассматривать не как заданную обреченность, а как важное достижение, которое можно и должно использовать во благо общества и каждого его гражданина.

Известен опыт западных стран, когда крупные фирмы и банки организуют вечерние курсы по изучению культуры для своих сотрудников, потому что человек, разбирающийся в культуре, будет с большей отдачей производить банковский продукт или лучше создавать формулы для фармакологических препаратов. Нет сомнений в том, что прагматика именно гуманитарных наук, именно humanities, а не social studies, очевидна, от неё конкретная польза, от неё конкретная прибыль. Осознание этого крайне важно, поскольку, перефразируя героя М. Булгакова профессора Преображенского, в именно головах начинается не только разруха, но и созидание.

Особенно важно найти такие, как сейчас модно говорить, «точки роста» интеграции, которые могут вовлечь молодежь наших стран во взаимовыгодное сотрудничество. Нужны новые активные формы молодежного общения (через социальные сети, форумы, туризм, студенческий обмен и пр.). И тогда станет ясно, что общего гораздо больше, чем различий. Фундаментальное значение имеет в связи с этим координация образовательных программ для молодежи. Мой опыт общения со студентами России и Казахстана в многолетней практике преподавания подтверждает, что между ними много общего, в т.ч., к сожалению, в незнании друг друга. А незнание рождает предрассудки и дурные фобии.

Молодые люди сегодня очень нуждаются и быстро откликаются на обсуждение проблем фундаментального свойства, о которых почему-то мало говорят с ними: что такое совесть, честь и долг, стыд, милосердие, любовь и верность, коллективизм и взаимовыручка. В интеграционных проектах очень слабо задействован, на мой взгляд, колоссальный культурный капитал наших народов. Его нужно значительно актуализировать именно среди молодежи в интересах всех объединяющихся стран.

Мы много и верно говорим и пишем, что наша совместная история дает нам шанс гораздо эффективнее провести успешную интеграцию. Я считаю, что при этом мы недооцениваем глобальное конкурентное преимущество, которое есть в культуре народов Евразии – их традиционные нравственные ценности: коллективизм, взаимовыручка, уникальная выживаемость и адаптивность не только к трудным природно-климатическим условиям, но и к социальным скачкам, которых немало было в нашей истории. Среди наших конкурентных преимуществ – умение солидарно трудиться и обмениваться хозяйственным опытом; преемственность традиций и ценностей семьи, поколений, полиэтничной государственности; веротерпимость, межнациональный мир, защита малых народов, забота о младших и старших; общность социально-культурных ценностей и традиций: трудолюбие, героические подвиги предков и общая история, стремление к социальной справедливости и сильному государству, многовековой опыт конструктивного межкультурного взаимодействия, изобретательность, терпение, душевность, искренность, сострадательность и милосердие, открытость и кросс-культурная комплиментарность.

Тем более, что современные экономисты доказывают: сохранение традиционных нравственных ценностей – принципиальное условие для успешного развития рыночной экономики, без опоры на них, на трудовую этику и культуру хозяйствования, которая на просторах Евразии вырабатывалась многими поколениями всех народов совместно, нельзя преодолеть кризисные явления и стать самодостаточными, обеспечить экономическую, политическую, военную безопасность.

Мультипликативный эффект может дать также неформальное, основанное на горизонтальной мобильности, поддерживаемой государственными и партийными структурами, развитие молодежных обменов, туристских и досуговых программ, спортивных и прочих гражданских инициатив. Причем здесь очень важно ориентироваться на специфику молодежной культуры, особенно в связи с бурным развитием информационных технологий.

Акцент нужен не на обидах и разделении, а на огромном опыте совместного труда и подвига, дружбы и компромисса. О хорошем говорить почему-то считается скучно, а на деле - это труднее, чем делать имя на скандале и негативе. О повседневной нормальной, конструктивной и позитивной жизни простых людей интересно и талантливо написать и рассказать могут только настоящие профессионалы, а их мало. Да и подготовка кадров журналистов, чиновников, ученых далека от современных требований, на мой взгляд. Например, учебники по кросс-культурному менеджменту учат, как вести переговоры и общаться с французами, англичанами, американцами, японцами, китайцами… А где уроки межкультурных коммуникаций между бывшими согражданами стран СНГ? Ведь новые поколения лишены этого опыта, который нарабатывался прежними поколениями, и терять его преступно. Нужно системно и последовательно усиливать в обществе роль институтов неформального социального контроля, которые тоже всегда были в традиции наших народов.

Сейчас читают