Международный эксперт из Беларуси - о предстоящих выборах в Казахстане

None
None
МИНСК. КАЗИНФОРМ - 9 июня 2019 года в Казахстане пройдут внеочередные выборы Президента Республики Казахстан. Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь, Минск), независимый аналитик Арсений Сивицкий поделился с корреспондентом МИА «Казинформ» своим мнением по предстоящему событию.

- В начале лета в Казахстане предстоят президентские выборы. Хотелось бы услышать Ваше мнение, как независимого международного эксперта...

- Очевидно, что выборы проходят с учетом стратегической установки на обеспечение как внутренней, так и внешней легитимности. А это значит, что в целом предвыборная кампания соответствует, прежде всего, внутренним политическим процедурам законодательно, но и, безусловно, предполагает, что кампания так или иначе нацелена на получение в том числе и внешней легитимности, внешнего признания со стороны международного сообщества. В этом плане кампания проходит достаточно транспарентно и открыто. Это важно особенно с учетом так называемого переходного процесса транзита власти, который мы наблюдаем сегодня в Казахстане. Поэтому мне кажется, что главная особенность и необходимость - провести кампанию максимально прозрачно и максимально легитимно, как с точки зрения, прежде всего, граждан Казахстан, так и с точки зрения международного сообщества.

- Насколько существенна необходимость, на Ваш взгляд, в проведении досрочных выборов? Послужит ли это толчком для экономического и социального развития нашей страны?

- Мне кажется одна из причин, почему всё-таки проводятся досрочные президентские выборы, связана как раз с той благоприятной внутри- и внешнеполитической и экономической конъюктурой. Мы видим, что, по сути, ситуация в экономике Казахстана стабилизировалась после кризиса 2014, 2017 годов, который во многом был связан с существенным падением цен на сырьевые товары, прежде всего, на энергоносители. Мы видим, что сейчас цены на сырьевые товары гораздо выше, и, безусловно, это способствует позитивным эффектам с точки зрения экономического развития, а значит и решения актуальных насущных социальных и политических проблем.

Что будет в 2020 году, никто предсказать не может. Тем более что ряд международных экспертов и аналитиков предсказывает возможную новую волну глобального финансово-экономического кризиса, сопоставимого по своим масштабам с аналогичным 2008 годом. Безусловно, это не самая приятная конъюктура для проведения каких-либо значимых политических кампаний. Но в целом мы видим - пока что региональная ситуация, связанная с рисками безопасности, стабильная и предсказуемая.

Мне кажется, что как с точки зрения внутренних причин, так и с точки зрения внешних, проведение досрочных выборов является наиболее оптимальной стратегией. Если говорить про внутренние мотивы, то речь идет о сохранении преемственности курса. Вероятно, по этой причине и принято решение проводить выборы в досрочном порядке.

- Какова роль Первого Президента - Елбасы Нурсултана Назарбаева в становлении Казахстана, на Ваш взгляд?

- Безусловно, Первый Президент Казахстана - Елбасы Нурсултан Назарбаев является отцом-основателем современного Казахстана. Именно он определил и заложил курс стратегического развития страны, который отражен в том числе в стратегических документах, концепциях, таких как «Стратегия-2050», госпрограмма «Нурлы жол». Тот факт, что он принял решение осуществить транзит власти, и этот транзит планировался, как минимум, несколько лет, говорит о его глубокой мудрости. Очевидно, что главным приоритетом для Нурсултана Назарбаева является обеспечение стабильности и сохранения тех достижений, которые были достигнуты как им лично, так и народом Казахстана в процессе его правления.

Сейчас главная задача в том, чтобы обеспечить поступательность этого курса, его преемственность в той форме, в которой происходит транзит власти в Казахстане.

Мне кажется, что заслуга Нурсултана Назарбаева заключается в том, что он сформировал современную политическую систему, которая во многом базируется уже не на личностях, а на институтах, и это как раз является своего рода гарантией того, что стратегический курс, который определен в различных документах, концепциях, доктринах, останется неизменным, так как в его выработке участвовали не только отдельные политические фигуры, не только лично Нурсултан Назарбаев, но и все остальные институты политической системы Казахстана.

- Будут ли международные наблюдатели от Беларуси?

- Я думаю, что будут, это традиционно. Пока что участие не предлагали, но традиционно из Беларуси наблюдатели приглашаются, среди них как представители госструктур, так и независимые.

- Что из казахстанского опыта, на Ваш взгляд, ваша страна могла бы применить у себя?

- У нас очень разные политические системы. В Казахстане создана система издержек и противовесов, в Беларуси же - жесткая централизованная система, где Президент имеет серьезные полномочия. Он является своего рода арбитром между различными ветвями власти.

В Беларуси совершенно не развита партийная система. Парламент не имеет значительной роли в процессе принятия решений. В этой связи опыт Казахстана - и в плане транзита, и в плане реформирования политической системы - интересен белорусской стороне.

Сейчас у нас речь идет об изменении Конституции, пока детали неизвестны. Но, в целом, общие параметры Президент недавно объявил. Речь идет о перераспределении полномочий от Президента в пользу других ветвей власти, включая усиление роли Парламента. По сути, это автоматически подразумевает развитие партийной системы, которая де-факто отсутствует.

И вообще роль партии в процессе принятия политических решений весьма мизерная, в отличие от Казахстана, где сформирован четкий политический ландшафт, есть правящая партия.

Опыт Казахстана заслуживает внимания, особенно в плане формирования партийного ландшафта, перераспределения полномочий от Президента в пользу других ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. На мой взгляд, самый главный опыт связан с тем, что транзит власти должен готовиться заранее. И пример Казахстана, пример Нурсултана Назарбаева показывает, что заранее подготовленный и спланированный транзит власти гарантирует стабильное протекание политического процесса. Мне кажется, это важный урок для Беларуси и для других постсоветских стран.

- Спасибо за интервью!

Сейчас читают