13:59, 14 Май 2009 | GMT +5
Местные проблемы должны решаться на местах - реализация Народной платформы НДП «Нур Отан»
АСТАНА. 14 мая. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ – Одним из важнейших направлений в развитии системы государственного управления в Казахстане, обозначенных в Народной платформе НДП «Нур Отан», принятой в июле 2007 года на

внеочередном XI съезде партии, было развитие местного самоуправления. В Народной платформе указывалось, что все проблемы местного значения должны решаться местными органами власти, поскольку они могут справиться с этим лучше, чем центральная власть. Поэтому партия «Нур Отан» поставила соответствующие задачи перед Парламентом и Правительством. При этом ключевым моментом для усиления роли местных органов самоуправления является усиление отчетности местных исполнительных органов власти перед маслихатами, представляющими население. Кроме того, партия заявила о намерении добиваться того, чтобы сельские акимы наряду с выполнением государственных функций решали задачи местного самоуправления. Для решения местных проблем органы местного самоуправления должны располагать соответствующими масштабам задач финансовыми средствами. В февраля текущего года в целях реализации положений Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», принятого в 2007 году, принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления». Поправки, внесенные в Конституцию, концептуально решили вопросы, связанные с местным самоуправлением в Казахстане.
Создана основа для формирования в Казахстане современной системы местного самоуправления на базе действующих местных представительных органов ? маслихатов с соответствующими государственными полномочиями. Во-первых, исключена норма о том, что не допускается слияние общественных и государственных институтов. Во-вторых, определено, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.Учитывая установленный Конституцией статус маслихатов, местное самоуправление также осуществляется через маслихаты соответствующих административно-территориальных единиц.
Теперь акиматы, наряду с функциями государственного управления, наделены функциями органа местного самоуправления.
Реализация местного самоуправления через местные органы государственной власти тесно связана с решением задач по развитию села. Государственная программа развития сельских территорий РК на 2004-2010 годы предусматривает создание нормальных условий жизнеобеспечения села на основе оптимизации сельского расселения.
В результате реализации комплекса мер по развитию экономической деятельности валовая продукция сельского хозяйства выросла в 2008 году по сравнению с 2004 годом на 617,6 миллиарда тенге. В целях увеличения доходов и повышения уровня жизни на селе реализуется бюджетная программа микрокредитования сельского населения. С 2005 года по данной программе было выдано 54 тысяч микрокредитов на сумму 9,8 миллиарда тенге. Доходы домашних хозяйств, использованных на потребление в среднем на душу населения в месяц, в 2008 году увеличились в 3 раза по сравнению с 2004 годом и составили 19 165 тенге.Для реализации первоочередных мер по инвестированию строительства, ремонта и реконструкции объектов социальной инфраструктуры за 2004-2008 годы, из всех источников финансирования, на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий республики при плане 272,6 миллиарда тенге направлено 286,5 миллиарда тенге. В том числе из республиканского бюджета ? 123,6 миллиарда тенге, из местных бюджетов ? 133,2 миллиарда тенге и из средств других источников ? 29,7 миллиарда тенге.
Строительством и реконструкцией было охвачено 660 объектов образования, 484 объекта здравоохранения, 325 объектов культуры и спорта. Осуществлены капитальные ремонты 3819 объектов образования, 2976 объектов здравоохранения, 998 объектов культуры и спорта. На развитие инженерной инфраструктуры сельских территорий за 2004-2008 годы из всех источников финансирования республики при плане 231 миллиард тенге направлено 246 миллиардов тенге, в том числе из республиканского бюджета 101,1 миллиарда тенге, из местных бюджетов 110,6 миллиарда тенге и из средств других источников 34,3 миллиарда тенге.
Строительством и реконструкцией было охвачено 1216 объектов водоснабжения, 1300 километров автодорог местного значения, электрифицированы 109 сел. Были осуществлены капитальные ремонты 550 объектов водоснабжения, 500 километров автодорог местного значения.В результате реализации Государственной программы развития сельских территорий обеспеченность объектами образования в сельских населенных пунктах республики за 2004-2008 годы увеличилась на 173 единицы, количество школ, не соответствующих нормативам, сократилось на 122 единицы.
Количество сельских населенных пунктов, не обеспеченных объектами здравоохранения, сократилось до 38 единиц. В результате принятых мер 985 тысяч сельских жителей получили доступ к качественной питьевой воде из централизованных водоисточников, а доля сельских населенных пунктов республики, имеющих водопроводы, выросла с 27,6 до 37,3 процента. Увеличилось количество сельских населенных пунктов, обеспеченных газом, на 228 единиц, на 109 единиц уменьшилось количество сел, не подключенных к централизованному электроснабжению, телефонизированы все сельские населенные пункты.В целом, к настоящему времени созданы предпосылки для социально-экономического развития всех регионов страны. Одновременно реализуются такие крупные проекты, как, например, строительство Коксарайского контррегулятора ? призванного решить множество проблем целого региона, и оказывается государственная поддержка населению регионов на уровне семьи, крестьянского хозяйства, населенного пункта. Реализация Дорожной карты ? плана по обеспечению занятости населения, позволит максимально смягчить негативное влияние кризиса на социально-экономическую ситуацию в регионах, подготовить села и города страны к ускоренному развитию в посткризисный период.