Мажилисмены против нормы нового КоАП о превентивном аресте, как нарушающей право на личную неприкосновенность
«Проект Административного кодекса сохранил в качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении превентивное ограничение свободы. Данная мера в действующем Кодексе функционирует с апреля 2010 года. Согласно статье 772, превентивное ограничение свободы передвижения является мерой индивидуальной профилактики в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и документов, удостоверяющих его личность, при отсутствии в его действиях признаков административных правонарушений и уголовных деяний, и невозможности установления его личности иным способом. Превентивное ограничение свободы передвижения применяется с санкции суда и состоит из временной изоляции лица в специальном учреждении органов внутренних дел на срок до 30 суток», - сказал А.Кожахметов.
Мажилисмен отметил, ссылаясь на заключение научно-правовой экспертизы ученых Казахского национального университета им. аль-Фараби к проекту кодекса, что данная норма существенно нарушает конституционное право граждан на личную неприкосновенность. Отсутствие у лица постоянного места жительства или документов, удостоверяющих личность, не может являться достаточным основанием для ограничения его свободы на срок свыше 2-3 суток, который, в современных условиях, должен быть достаточным для паспортизации лица и выявления его возможной причастности к каким либо правонарушениям. Общественный интерес, который заключается в обязательном наличии документов у каждого лица, не может перевешивать такое существенное нарушения права на личную неприкосновенность.
Кроме того, А.Кожахметов указал на следующее обстоятельство: неясно, чем будет руководствоваться суд, выдавая санкцию на превентивное ограничение свободы, потому, что нет дела об административном правонарушении, нет протокола.