Мажилисмены предлагают изменить правила субсидирования по Программе «Сыбага»
«В рамках исполнения поручений Елбасы, как механизм стимулирования роста Поголовья скота, в ряду иных государственных инициатив, была разработана программа кредитования малых и средних предприятий «Сыбаға». Учитывая ее несомненную актуальность и необходимость, программа «Сыбаға» содержит ряд существенных недостатков, которые противоречат поставленным в ее рамках целям. Первое - приобретаемый крупный рогатый скот обязательно должен импортироваться только из зарубежных стран. Импортируемое поголовье должно быть в пределах 50-100 голов и соответствовать всем ветеринарным эпизоотическим требованиям, иметь бонитировку через компетентные органы, пройти таможенное, карантинное оформление. Это требование неприемлемо, так как неподъемно по финансам и ресурсам для малых и средних хозяйств. При этом, в стране есть собственные племенные хозяйства. Но они не задействованы в закупе скота для программы «Сыбаға», то есть, поставлены в заведомо неравные условия в сравнении с зарубежными репродукторами. Это ограничивает, в том числе, и развитие отечественного племенного хозяйства», - зачитал Н.Альтаев запрос группы мажилисменов министру сельского хозяйства Сапархану Омарову.
Мажилисмен отметил, что с 2007 по 2017 годы холдингом «КазАгро» профинансировано создание 103 репродукторов, в которые завезено более 70 тысяч племенных коров. В этих репродукторах выращивается племенное поголовье местных пород таких, как «Казахская белоголовая», «Аулиекольская» и зарубежных - «Ангус», «Герефорд», которые максимально адаптированы под местные условия, а по показателям привеса и приплода не уступают зарубежным породам. При этом, приобретение зарубежного маточного поголовья мясного направления согласно Правил субсидирования развития племенного животноводства подлежит субсидированию в размере 225 000 тенге за 1 приобретенную голову, тогда как субсидирование приобретения отечественного маточного поголовья не производится. Из-за такого рода дискриминации отечественные племенные хозяйства и репродукторы в настоящее время испытывают затруднения при сбыте маточного поголовья, и вынуждены сбывать продуктивное маточное поголовье на мясо. То есть, складывается абсурдная ситуация - с одной стороны маточное поголовье завозится из зарубежа, с другой стороны отечественные племенные хозяйства вынуждены забивать продуктивное маточное поголовье.
Кроме того, Н.Альтаев обратил внимание на то, что по программе «Сыбаға» имеющийся приплод необходимо в обязательном порядке реализовать на откормочную площадку с численностью единовременного содержания не менее 1000 голов, в рамках якорной кооперации. В результате, фермер не может забить свой собственный скот, и не может продать его на рынке по конкурентной цене. Иногда приходится, чтобы найти такую крупную площадку везти скот из одного региона в другой. Это, во-первых, ставит в неравные условия откормочные площадки. Во-вторых, позволяет крупным откормочным площадкам, пользуясь своим монопольным положением, занижать стоимость закупа скота. В итоге, заемщиков, которые еще не погасили свои обязательства, фактически заставляют продавать скот по цене ниже рыночной. Это делает абсолютно бессмысленными заявленные цели программы «Сыбаға» - развитие малых и средних хозяйств, рост мясного животноводства.
Депутаты предлагают: пересмотреть условия по обязательному закупу племенного скота из зарубежных стран; отменить требование по обязательной реализации приплода на откормочную площадку; рассмотреть возможность субсидирования закупа отечественного маточного поголовья КРС.