Мажилисмен: Международные обязательства требуют проведения антикоррупционной экспертизы НПА

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Восстановить научную антикоррупционную экспертизу законопроектов предлагает депутат Мажилиса Парламента РК Светлана Бычкова. Свое предложение мажилисмен озвучила в депутатском запросе министру юстиции РК Марату Бекетаеву на пленарном заседании палаты, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденном Указом Президентам Республики Казахстан, в качестве приоритета выделено масштабное применение системных, превентивных мер борьбы с коррупцией, в качестве цели - снижение возможности осуществления коррупциогенных действий. Важным средством предотвращения коррупциогенности законодательства, а, следовательно, и правоприменительной практики, является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Ее производства требуют международные обязательства страны в сфере противодействия коррупции», - сказала С. Бычкова.

Депутат отметила, что научная общественность и предпринимательское сообщество страны обращают внимание на необходимость восстановления самостоятельного института научной антикоррупционной экспертизы. Вместе с тем, антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов в Республике Казахстан сейчас не проводится. Нормы о производстве самостоятельной антикоррупционной экспертизы исключены из законодательства Республики Казахстан. Фактическим основанием явились качество ее производства и, как следствие, - недостаточная эффективность.

По словам С. Бычковой, действовавшая методика охватывала лишь одно направление - так называемую юридико-лингвистическую антикоррупционную экспертизу и не учитывала иные ее направления, прежде всего, экономическое. В соответствии с законом, выявление коррупциогенных норм осуществляется в рамках юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, проводимой Министерством юстиции и его территориальными органами. При этом на практике, предметом экспертизы выступает лингвистическая составляющая законопроектов, в то время как требуется анализ смыслового содержания каждой нормы, включая ее целесообразность, прогноз возможных коррупционных рисков в результате ее принятия, соответствие норм общей политике в сфере противодействия коррупции. Поэтому такое решение вопроса не может являться заменой качественной научной антикоррупционной экспертизы. Кроме того, с точки зрения превенции коррупции ситуация, когда субъект, представляющий орган, осуществляющий разработку и принятие нормативных правовых актов, самостоятельно оценивает их на предмет наличия коррупциогенных факторов, представляется не вполне приемлемой.

Депутат предлагает министерству рассмотреть вопрос о восстановлении на новом качественном уровне научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, как самостоятельного вида и правового института с финансированием ее производства из средств, предназначенных на проведение научной экспертизы. Также предлагается изучить целесообразность возложения функций по организации научной антикоррупционной экспертизы на уполномоченный орган по противодействию коррупции с обязанностями качественного методического и кадрового обеспечения соответствующей экспертной деятельности.

Сейчас читают