Масимов: Строительство дорог - вопрос для ЗКО животрепещущий

None
None
УРАЛЬСК.КАЗИНФОРМ- В четверг область с рабочим визитом посетил Премьер-Министр Карим Масимов, передает газета "Приуралье".

Глава Правительства ознакомился с системами безопасности ряда стратегических объектов транспортной инфраструктуры, с ходом реконструкции в рамках государственной программы «Нұрлы жол» автомобильной дороги  республиканского значения, обсудил с предпринимателями и общественностью проблемные вопросы касательно состояния дорог, развития пищевой и нефтегазовой отраслей, переработки углеводородного сырья, социально-экономического развития области.

В аэропорту, где его встречал аким области Алтай Кульгинов, Премьер-Министр заслушал доклады по состоянию систем безопасности аэро-, авто- и железнодорожного вокзалов. По словам руководителей данных объектов, в связи с желтым уровнем террористической угрозы меры безопасности усилены в 2-3 раза.

Внимание дорогам
С ходом реконструкции автодороги «Уральск - Таскала - граница РФ» глава Правительства ознакомился на самом объекте. Там же прошло совещание по вопросу состояния автодорог области. Как реализуется проект реконструкции, осуществляемой в рамках программы «Нұрлы жол», доложил заместитель акима  области Игорь Стексов:
- Будет реконструирован участок протяженностью 100 км (4-104 км). Период реализации - 2015-2018 годы. В прошлом году реконструировано 11,4 км, в текущем - планируется завершить ремонт на участке в 37 км. Работы ведутся по графику, без отставания.  
Важным вопросом, требующим решения, обозначил состояние автомобильных дорог областного и районного значения аким области Алтай Кульгинов, попросив главу Правительства не снижать объем финансирования из республиканского бюджета на их реконструкцию и ремонт, а также поддержать выделение трансфертов общего характера на дороги местного значения. 
- Общая протяженность автодорог местного значения 5,1 тыс. км, из которых только 1,3 тыс. км (или 26%) находятся в хорошем и  удовлетворительном состоянии, при среднереспубликанском показателе 61%. Это самый низкий показатель по республике. Состояние дорог не только создает неудобства для населения, но и негативно сказывается на привлечении инвестиций и развитии малого и среднего бизнеса. Основной пассажиро- и грузопоток внутри области и с другими регионами Казахстана и  России осуществляется по автомобильным дорогам. Президентом страны Н.А. Назарбаевым было дано поручение об увеличении объема финансирования ремонта автомобильных дорог ЗКО на 2014-2016 годы, благодаря чему за последние три года было выделено 19 млрд. тенге. В результате реконструировано и отремонтировано около 300 км автодорог местного значения, асфальтобетонным покрытием связаны три из шести ранее не соединенных районов области (Жангалинский, Каратобинский, Чингирлауский) с общей численностью населения более 55 тысяч человек. Это значительно улучшило транспортное сообщение и социальное самочувствие населения данных районов. Необходимо соединить оставшиеся три района (Казталовский, Жанибекский и Бокейординский). Мы проработали проектно-сметную документацию по дорогам республиканского значения с МИР РК и получили одобрение Министерства. Учитывая это, прошу объем финансирования из республиканского бюджета на реконструкцию и ремонт автомобильных дорог области не снижать. В текущем году на реконструкцию и ремонт автодорог местного значения выделено 6 млрд. тенге, на эти средства планируется отремонтировать около 120 км. Это участки дорог  «Чапаево - Жангала - Сайхин», «Аксай - Чингирлау», «Анкаты - Сарыомир», «Жымпиты - Каратобе», «Уральск - Кирсаново» и подъезд к селу Булдырты. Просим Вас, Карим Кажимканович, поддержать выделение трансфертов общего характера на дороги местного значения. 
В неудовлетворительном состоянии и автодорога  республиканского значения «Подстепное - Федоровка - Оренбург»,  по  которой осуществляются перевозки для стратегически важного Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Это - один из транспортных коридоров, соединяющих Центральную Азию с Европой по оси «Юг-Север».
- Данная дорога была построена 40 лет назад, и до настоящего времени ее капитальный ремонт не проводился, что значительно снижает инвестиционную привлекательность области. В этой связи, просим поддержать предложение о ее реконструкции, - сказал Алтай Кульгинов.
Доложив Премьер-Министру о применении в регионе новых технологий при строительстве и ремонте автодорог, которое позволяет значительно сэкономить ресурсы и время, министр инвестиций и развития Женис Касымбек рекомендовал акимату области увеличить объем финансирования по данному направлению из местного бюджета. Кроме того, он отметил, что в проекте республиканского бюджета на 2017 - 2019 годы  на финансирование автодорог ЗКО предварительно поддерживается 9,6 млрд. тенге. 
- И это по бюджету нашего министерства, плюс есть  расходы общего характера, которые проходят через министерство экономики. Я считаю, что на уровне 6 млрд. в год мы можем выйти на 2017-2018 годы, - сказал Ж. Касымбек.
Карим Масимов подчеркнул, что проблема строительства автодорог республиканского и местного значения в регионе - одна из самых животрепещущих,  а ее решение - приоритет. 
- Такая возможность сейчас у нас есть, - сказал глава Правительства. - Я даю поручение государственным органам, профильным министерствам. Надо на этом сконцентрироваться, подготовить необходимые ресурсы, и как раз к 25-летию Независимости страны мы должны сделать населению такой хороший подарок.     

Нужна ответственность за ветбезопасность
Свои предложения главе Правительства смогли озвучить и руководители предприятий пищевой отрасли и АПК. Разговор состоялся на производственной площадке ТОО «Кублей». Как отметили предприниматели, они благодарны за ту политику, которую проводит государство в отношении поддержки развития бизнеса. Но, несмотря на это, ряд вопросов требует решения. В их числе увеличение продуктивности, улучшение породных качеств поголовья.  Опасение за потерю скота от болезней высказал глава крестьянского хозяйства «Айсулу» Магауйя Заинуллин:
- Скот практически не защищен от болезней. По разным регионам вспышки бруцеллеза, сибирской язвы. Причина - в его миграции, а также в бессистемном применении вакцины. Все эти вопросы должны быть упорядочены со стороны ветеринарной службы. Если не будет единой ветеринарной службы, и она не будет нести полную ответственность, хотя бы в лице одного предприятия, животноводы так и останутся беззащитны. В приграничных зонах России, в связи с сибирской язвой в Атырауской области, идет полная вакцинация, а мы даже не проинформированы. Если мы завтра потеряем весь скот, кто за это будет отвечать? 
Руководитель ТОО «Жайык Ет» Темиргали Ескендиров высказал предложение о необходимости изменения критериев по госпрограмме, предусматривающей компенсацию затрат на строительство птицефабрики мясного направления.    
- По программе мощность бройлерной фабрики должна быть 20 тысяч тонн мяса в год. Для больших областей критерий нормальный. Но потребность ЗКО - 7 тысяч тонн. То есть я, чтобы получить компенсацию от государства, должен построить фабрику, обеспечивающую весь Западный Казахстан. Но аналогичные проекты есть в Атырау, Актобе. Ни один проект, рассчитанный по мощности на внутренний рынок области, не проходит по этой программе. Поэтому просьба: уменьшить критерий хотя бы на 10 тысяч тонн, - отметил Т. Ескендиров.   

Газовые вопросы
На состоявшемся в уральском офисе КПО б.в. круглом столе представители компаний, руководители уполномоченных органов обсудили развитие газовой отрасли в стране и регионе. 
Как отметил аким области, газоснабжение ЗКО осуществляется четырьмя магистральными газопроводами. Это - «Оренбург - Новопсков», «Средняя Азия - Центр», «Карачаганак - Уральск», газопровод-отвод на «АГРС Жымпиты, Каратобе». За период 2008-2016 годов подведен природный газ к 138 населенным пунктам, на эти цели было израсходовано более 20 млрд. тенге. На сегодня обеспеченность области природным газом составляет 93,4% (594 тысячи жителей области). В текущем году проводится работа по газификации 6 населенных пунктов Сырымского района, в которых проживают 1,5 тысячи жителей. Будет построено 103 км газопроводов, на эти цели из областного бюджета выделено 240 млн. тенге.  
- По итогам 2016 года обеспеченность природным газом составит 93,6% или 595 тысяч человек, - сказал Алтай Кульгинов. - Вместе с тем, на данный момент актуальным является вопрос дальнейшей газификации оставшихся населенных пунктов. Акиматом области подана соответствующая бюджетная заявка на выделение в 2017-2019 годах трех миллиардов тенге из республиканского бюджета. В случае выделения средств будут построены газопроводы протяженностью 463,8 км. Это позволит улучшить социально-экономическое благополучие жителей 25 сельских населенных пунктов трех районов, Акжаикского, Бокейординского и Жанибекского, с населением более 9 тысяч человек. 
Одним из важных вопросов назвал аким области продолжение строительства резервного газопровода к Уральской теплоэлектроцентрали: 
- Существующий подводящий газопровод до Уральской ТЭЦ был построен еще в 1977 году в однотрубном исполнении. Его износ превысил все нормативные показатели. Уральская ТЭЦ является стратегическим объектом, осуществляющим теплоснабжение всего областного центра. К существующему газопроводу кроме ТЭЦ подключено более 70% объектов социальной сферы г. Уральска, индивидуального жилья и промышленных предприятий. В 2014 году нами была разработана проектно-сметная документация на реализацию проекта общей стоимостью строительства 3,4 млрд. тенге. В 2015 году работе был дан старт, из республиканского бюджета выделены и освоены средства в размере 341,8 млн. тенге. Также было софинансирование из местного бюджета в размере 295,7 млн. тенге. В текущем году из республиканского бюджета на продолжение строительства проекта средства не выделены. В этой связи прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, при очередном уточнении республиканского бюджета рассмотреть возможность выделения целевых трансфертов в сумме 700 млн. тенге для продолжения данного проекта. 
О перспективах развития нефтегазохимии в регионе и проблемах отрасли рассказал председатель Совета директоров АО «Конденсат» Валерий Джунусов: 
- НПЗ АО «Конденсат» мощностью 600 тысяч тонн в год спроектирован специально под сырье Карачаганака и расположен на его территории. В 1997 году завод открывал Глава государства. За неполные 20 лет в бюджет уплачено более 100 млн. долларов. В 2012 году начато проектирование и строительство второй очереди завода для выпуска продукции (топлива экологического класса Евро-5). В настоящее время завершаются пусковые работы, и в ближайшую неделю мы ожидаем получение бензина высшего качества. Но на рынке сложилась ситуация, при которой цена на одну тонну сырья дороже готовой продукции, изготовленной из нее. При содействии Министерства энергетики мы провели ряд переговоров с КПО и сблизили свои ценовые позиции. Но существующая ситуация на рынке не позволяет нам работать по ценам, предложенным КПО. Мы понимаем, что со временем ситуация изменится. Наш проект создает 150 новых рабочих мест при 400 имеющихся. От работы завода зависит 1000 работников наших контрагентов. С началом производства к текущим налогам добавятся акцизы, что сформирует стабильные платежи в бюджет до 20 млн. долларов в год. У нас убедительная просьба: оказать помощь в выделении сырья по приемлемым ценам на ближайшие три года. Уверен, что в течение этого времени ситуация выправится. Нам нужно продержаться из-за перекосов в рынке. Вторая тема - это газ. Наша концепция газохимического комплекса основана на частичном извлечении ценных сырьевых компонентов из общего потока газа стабилизации и сепарации, закачиваемых КПО в подземный пласт для поддержания внутреннего давления. Такие компоненты, как этан, пропан, бутан, изобутан в суммарном годовом объеме 1 млрд. кубометров, мы предполагаем использовать для производства газохимической продукции, остальной газ возвращать для закачки в подземный пласт. Доля нетто-потребности газохимии с учетом роста добычи газа  КПО  составит всего 4%, то есть мизерное количество. КПО предоставило нам технические требования по качественному составу возвращаемого газа. Работа над проектом ведется с непосредственным участием Министерства энергетики при поддержке акимата области. По заказу АО «Конденсат» американская технологическая компания разработала предТЭО проекта. С учетом мировых тенденций  в спросе разработчик считает целесообразным на основе сырьевых компонентов организовать производство ЭТБЭ (экологическая чистая добавка к топливу), а также автомобильного пропана, что также коррелируется с идеями, высказанными нашими газовиками. Рынок имеется как в Европе и Китае, так и в Евразийском союзе. Для нас необходимы твердые гарантии на поставку кислого газа по справедливой цене. Мы просим рассмотреть два эти вопроса, важные для экономики региона. 
- Все вопросы, которые сегодня озвучены, требуют своего решения, - подвел итоги совещания глава Правительства. - Мы должны четко сказать: или так будет, или так. Поэтому давайте сформируем рабочую группу во главе с министром энергетики. Помимо вопросов, которые поднимались сегодня, меня интересуют ответы на еще два вопроса: эффективное использование ресурсов (что нам делать с обратной закачкой газа) и газификация регионов. Были поручения Главы государства, мы еще однозначного ответа не дали. Два месяца, думаю, рабочей группе будет достаточно, и в октябре проведем специальное заседание Правительства, где поставим точки по всем этим вопросам. От этих решений будет зависеть и социальная политика. 
Встреча с общественностью области
В Центре культуры и искусств им. Кадыра  Мырза Али глава Правительства обсудил проблемы с общественностью области. Были затронуты вопросы экономического и социально-культурного развития региона. В частности, была поднята тема строительства, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, трудоустройства молодежи, экологической ситуации на реке Урал, создания в регионе геронтологического центра.
Свои предложения Премьер-Министру высказали и представители творческой интеллигенции. Так, поэтесса Акуштап Бактыгереева рассказала о важности духовного воспитания молодежи и необходимости сохранения культурных традиций и ценностей. Доцент Западно-Казахстанского инновационного университета А. Абдулманов предложил присвоить имя известного писателя Хамзы Есенжанова областной библиотеке для детей и юношества.
На вопросы неравнодушных западноказахстанцев ответили министр культуры и спорта 
А. Мухамедиулы, министр по инвестициям и развитию Ж. Касымбек, вице-министр сельского хозяйства Е. Кошербаев, вице-министр здравоохранения и социального развития Б. Нурымбетов, вице-министр образования и науки Б. Асылова. Премьер-Министр дал соответствующие поручения уполномоченным ведомствам и акиму области проработать поднятые общественностью вопросы.

Сейчас читают