Маршрут раздора: почему спорят за междугородний автобус в Костанайской области

В Костанайской области не утихает полемика вокруг автобусного сообщения № 120 «Костанай — Рудный», которое с 1 июля 2025 года изменен. Если раньше уехать можно было с городских остановок, то теперь автобусы следуют только от автовокзала Костаная до автовокзала Рудного. Почему так произошло, разбиралась корреспондент агентства Kazinform.

ж
Фото: ИП «Брунер»

Как все началось

Маршрут № 120 связывает два крупнейших города региона — Костанай и Рудный. Для тысячи жителей этот автобус — один из основных способов добраться на работу, учебу, к родственникам или по личным делам. Его запустили в июне 2022 года (маршрут стартовал с ЦУМа в городе Рудном и заканчивался возле остановки «Гиппократ» в Костанае). Фишка заключалась в том, что автобусы проходили по городу, где пассажиры могли садиться прямо с городских остановок. Теперь же посадка и высадка осуществляется только на автовокзалах. Власти объясняют сокращение маршрута экономическими причинами. В свою очередь перевозчик и пассажиры высказывают иначе — такое нововведение только усугубило ситуацию и маршрут начал терять популярность.

Между двух огней

Решение о сокращении протяженности маршрута приняла тарифная комиссия. Договор на обслуживание маршрута № 120 между Костанаем и Рудным заключили на 7 лет — до июня 2029 года. Этот маршрут считается социально значимым, потому что установленный тариф на проезд ниже реальной стоимости перевозок. По закону такие маршруты должны получать субсидии из бюджета.

Согласно официальному ответу ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Костаная», деньги на компенсацию затрат перевозчика просили дважды, но средства так и не выделили. Попытка повысить тариф на проезд тоже не увенчалась успехом: инициативу не поддержали ни в НПП «Атамекене», ни в Ассоциации предпринимателей.

— В соответствии с пп.2) п. 6 Договора организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа от 26 мая 2022 года, организатор имеет право на изменение схем и расписания движения транспортных средств без согласования с перевозчиком, с учетом информирования за 10 календарных дней. Согласно вышеуказанного пункта, тарифной комиссией города Костаная принято решение о сокращении протяженности маршрута, в целях недопущения возникновения убытков перевозчиком, а также сохранения маршрута и поднятия рентабельности, — сообщается в официальном ответе городского отдела ЖКХ.

Перевозчик не согласился с этим решением и утверждает, что именно оно и привело в конечном счете к убыткам.

— После изменения схемы маршрут стал убыточным. Мы проехали на 14 тысяч километров больше, а перевезли на 25 тысяч пассажиров меньше только за один месяц. Выручка сократилась на 30%. Общий убыток составил более 9 миллионов тенге. В прошлом году мы работали без прибыли, но хотя бы не уходили в минус. Сейчас ситуация катастрофическая. Мы требуем отмены решения тарифной комиссии, — заявил руководитель ИП «Брунер» Александр Брунер.

Резко отреагировали жители Костаная и Рудного. По их мнению, транспортная доступность заметно ухудшилась. Когда только новость облетела местные СМИ, пассажиры собрали несколько тысяч подписей.

— У меня есть два талона на портал eOtinish — личное обращение и коллективное заявление, которое подписали 160 человек. Сейчас готовится еще одно коллективное обращение с 4000 подписей, — рассказала одна из пассажирок.

Люди жалуются, что теперь приходится тратить больше времени и денег, чтобы добраться до автовокзала, а автобусы перегружены.

Есть ли компромисс?

Несколько судебных разбирательств завершились пока ничем — на одном из заседаний судья направила истцов и ответчиков в экономический суд, посчитав что спор является корпоративным. Юрист, представляющая интересы перевозчика Снежана Жукова заявила — будет подана апелляция. Она считает, что в ситуации есть признаки нарушения закона.

— Все социально значимые маршруты должны субсидироваться, но в данном случае субсидии не выделяются. Более того, это решение ухудшает права граждан. Мы намерены обжаловать определение суда и готовы дойти до областного уровня, — пояснила она.

Перевозчик и пассажиры настаивают на возврате прежней схемы маршрута, а акимат считает, что только сокращение позволило сохранить рейсы.

Кроме того, на последнем брифинге, представители городского отдела ЖКХ сообщили, что 120-й маршрут еще и попадает под оптимизацию. Об этом Kazinform сообщал накануне.

Причинами тогда назвали дублирование маршрутов и простаивание автобусов на конечных остановках, перегрузка в часы пик, малое количество пассажиров в межпиковое время и избыточный пробег, перерасход топлива и бюджетных средств. На первом этапе изменения затронули 14 маршрутов: № 2, 3, 8, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 21, 24, 25, 27 и 120.

Точка в споре пока не поставлена. Перевозчик и пассажиры продолжают настаивать на возврате прежней схемы движения, тогда как власти уверены, что сокращение маршрута — единственный способ сохранить сообщение между Костанаем и Рудным без роста тарифов.

Ранее в Павлодаре местные жители добились изменения некоторых автобусных маршрутов.

Сейчас читают