Марат Башимов: Законопроект о мирных собраниях - либеральный и прогрессивный

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Правовед, член Национального совета общественного доверия при Президенте РК, директор Института европейского права и прав человека Марат Башимов назвал одобренный депутатами Мажилиса Парламента законопроект о мирных собраниях либеральным и прогрессивным, передает МИА «Казинформ».

На своей странице в Facebook Марат Башимов перечислил основные поправки в проект закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в РК», назвав эти поправки позитивными.

Законопроект о мирных собраниях принят

1. Закон о мирных собраниях предложил Президент Касым-Жомарт Токаев с его концепцией «слышащего государства» на заседании Национального совета общественного доверия. Не предложи его Президент и не было бы нового демократического регулирования. Сколько бы не говорили.
2. Главное – презумпция в пользу мирных собраний.
3. Законопроект соответствует международным стандартам, в частности 21 статье Международного Пакта о гражданских и политических правах, поскольку обеспечивается самое главное - право на волеизъявление. Статья 21 ведь гласит «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.»
4. Соответствует он и принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
5. Законопроект о митингах еще более уточнен в Сенате. Поскольку в соответствии со статьей 61 Конституции страны - право законодательной инициативы реализуется исключительно - в Мажилисе, Сенат внес и свои предложения, корректировки. Поэтому они были рассмотрены в Мажилисе. Это нормальный предусмотренный Основным законом - законотворческий процесс, который еще более показывает демократичность, всестороннее обсуждение столь важного закона.
6. Притом, разработчик закона и в Мажилисе и в Сенате, не вставал «в ступор», всегда старался идти навстречу. Законопроект видоизменялся и стал либеральным. Что- то вносилось новое. В общем, звучали различные точки зрения и это было правильным. Представители общественности, Национального совета принимали участие. Компромиссы находили. Это был баланс интересов. Поэтому правительственный вариант претерпел существенные изменения. Господствовала презумпция в пользу мирных собраний.
7. Соблюдены принципы прав человека - «разрешено – все, что не запрещено» и «твои права заканчиваются там, где начинаются права других».
8. Тот, кто не разбирается в законопроектной деятельности и питает иллюзии, лучше пусть хорошо разберутся в этом и прочитают НПА. Это юристы знают. Чтобы только законопроект попал в парламент нужно столько времени и нервов. Нужно попасть в план законопроектных работ, разработка законопроекта, многочисленные этапы согласования, обсуждения и многое другое. Годами длится законопроектная работа. Шапкозакидательство и истерика здесь не пройдет. И это в любой стране.
9. Сейчас же действует устаревший Закон 1995 года, который до сих пор применяют и которым возмущаются в силу его пробельности. Сегодня же принят с дополнительными поправками из Сената - либеральный и прогрессивный законопроект о мирных собраниях в Мажилисе, соответствующий требованиям международных пактов в области прав человека. Тот, кто внимательно прочитает его, тот поймет. Работа проделана большая. Это надо знать и видеть.
10. Короновирус и сейчас непонятно когда погибнет. И если сейчас закон не принять, то он непонятно когда может быть принят и войдет в наш обиход. Тогда до тех пор будут действовать те нормы Закона 1995 года, которыми многие возмущались. И правоприменитель, будь то полиция или другие госорганы, вынуждены были бы применять нормы старого закона.
11. В век информационных технологий – многое изменилось и все упростилось, чем даже 10 лет назад, не говоря о прошлых столетиях. Сотовый телефон и твое мнение в секунды донесут всему миру через интернет, социальные сети. Поэтому меняются некоторые подходы, связанные с волеизъявлением граждан, с мирными собраниями.
12. Так что прогрессивное движение вперед есть и это хорошо. Думается после принятия законопроекта, новое правовое регулирование облегчит многие нынешние проблемные вопросы по свободе выражения своих мнений. Уже писал о том, что это все станет напорядок легче и доступнее, безопаснее и удобнее. Привычными и обычными для всех станут мирные собрания. И время это покажет.

Примечание:

Из законопроекта:
1. Установить, что количество специализированных мест для пикетов, собраний, митингов в г.г. Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центрах должно составлять не менее трех в центральных частях каждого района города либо города (при отсутствии районов внутри города). Это позволит обеспечить конституционное право граждан на проведение мирных собраний и быть услышанными государственными органами.
2. В столице количество специальных мест составит – не менее 12, в Алматы – не менее 24, Шымкенте – не менее 12, Караганде – не менее 6-ти.
3. Было уделено внимание срокам уведомления о проведении мирного собрания. Предлагаемые сроки были либерализированы и сокращены. С 15 суток до 5 по митингам. В разных странах по разному, начиная от 45 дней и т.д.
4. Предложили законодательно закрепить возможность проводить пикеты в любых местах, не запрещённых законом. Список таких запрещённых мест ограничен объектами, имеющими стратегическое значение, а также теми, эксплуатация которых требует соблюдения правил техники безопасности. К примеру, это объекты железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, магистральные трубопроводы, линии связи и другое
5. Специализированные места должны находиться в центральных частях городов, обеспечивать удобство организации, возможность использования объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников собраний.
6. Кроме того, для прозрачности и объективности информации о наличии и занятости специализированных мест были инициированы поправки, согласно которым акимат будет обязан размещать на своем интернет-ресурсе перечень таких мест и информацию об их занятости.
7. Законопроектом внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме пикетов, митингов, собраний. При этом в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию.
8. Вместе с тем, для проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия необходимо получение согласия местного исполнительного органа. И это правильно, перекрывать улицы, тем самым нарушая права других лиц, водителей, пешеходов и т.д. без согласования нельзя. И то, в некоторых случаях. Здесь - по Конституции и по международным пактам существует принцип, -осуществление твоих прав, в данном случае, право на митинги, не должно ущемлять права других лиц, то есть водителей, пешеходов и т.д. То есть твои права заканчиваются там, где начинаются права других лиц.
9. Практически убрали все нормы, регламентирующие деятельность журналистов.
10. Также четко обозначены основания прекращения мирных собраний, такие как создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинения ущерба имуществу, в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости специализированного места. Теперь стало все понятнее и демократичнее. И, в первую очередь, для применения.
11. Упрощены требования ко всем документам.
12. Еще многие другие позитивные поправки были обсуждены и приняты.


Сейчас читают