М.Кадыркулов рассказал о состоянии евразийской интеграции в сфере таможенного регулирования
«Таможенное регулирование - сфера, в которой страны ЕАЭС на нынешнем этапе добились наиболее тесной интеграции. Таможенные границы между Беларусью, Россией и Казахстаном были сняты еще на этапе Таможенного союза. А в 2015 году был отменен таможенный контроль на казахстанско-кыргызском участке границы, - обратил внимание участников встречи Мукай Кадыркулов. - В настоящее время в целях обеспечения единого таможенного регулирования на единой таможенной территории Союза Комиссия совместно с уполномоченными госорганами и бизнес-ассоциациями стран евразийской «пятерки» разрабатывает проект Таможенного кодекса ЕАЭС».
Мукай Кадыркулов подчеркнул, что «Таможенный кодекс ЕАЭС представляет важность не только сам по себе как свод таможенных правил осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на союзной территории, но и как документ, закладывающий основу для других перспективных направлений».
В качестве одного из примеров министр привел институт уполномоченного экономического оператора.
Как отметил министр, на перспективу страны ЕАЭС «рассматривают возможность взаимного признания участников ВЭД, работающих в статусе уполномоченных экономических операторов, с торговыми партнерами Союза».
Мукай Кадыркулов сказал, что такая перспектива уже имеет отклик: «Коллеги из Китайской Народной Республики, с которой мы сейчас разрабатываем соглашение об информационном обмене между нашими таможенными службами о товарах и транспортных средствах, перемещающихся между странами Союза и Китаем, уже предложили нам подумать о возможности в будущем договориться о взаимном признании нашими контролирующими органами китайских УЭО и - аналогично - наших операторов в Китае».
Министр подчеркнул, что такой шаг сформирует принципиально новый формат ведения внешнеэкономической деятельности, т.к. «позволит перемещать товары практически без участия таможенных органов».
В качестве других направлений, развивающихся на территории ЕАЭС и призванных минимизировать затраты бизнеса на осуществление ВЭД, Мукай Кадыркулов назвал развитие механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС, а также действующий институт предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию ЕАЭС.
Напомним, обязательное предварительное информирование (ПИ) с 2012 года действует в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, с 2014 года - железнодорожным. В апреле 2017 года институт ПИ заработает в сегменте авиаперевозок.
Мукай Кадыркулов уточнил, что практика подачи таможенным органам стран ЕЭАС обязательной ПИ уже действует в отношении некоторых видов транспорта,однако реальные упрощения от нововведения перевозчики ощутят послевступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.
«Предварительное информирование - это еще один механизм, основанный наэлектронном взаимодействии, который освобождает перевозчика от такойнагрузки как представление бумажных документов и выполняет функцию посокращению времени пребывания товаров и транспортных средств в пунктепропуска на таможенной границе ЕАЭС, - объяснил министр. - Перевозчик получит возможность заведомо с обязательным блоком информации, необходимым для прохождения таможенного контроля, подать сведения, исходя из своих дальнейших целей. Например, для оформления процедуры
транзита».
По словам министра, на значительное сокращение времени в пунктах пропуска за счет подачи ПИ также повлияет предусмотренный в проекте ТК ЕАЭС обмен получаемой от перевозчика информацией с иными контролирующими органами на таможенной границе ЕАЭС: «Мы предусмотрели представление предварительной информации иным государственным контролирующим органам, задействованным на границе. Таким образом, на момент прибытия товара в пункт пропуска информация о нем уже проверена контролирующими органами и фактически вынесены решения о формах проведения не только таможенного контроля, но и санитарного, фитосанитарного, ветеринарного или транспортного».