Кто-то должен освещать войну! - Шахида Туляганова о женщинах-репортерах в зонах конфликта

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Вооруженные конфликты, боевые действия, контртеррористические операции - все эти пугающие события стали неотъемлемой частью ежедневной работы военных корреспондентов. Огромным опытом работы в «горячих точках» поделилась на площадке 15-го Евразийского медиафорума Шахида Туляганова из Великобритании, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Шахида Якуб-Туляганова - военный журналист и документалист, проработавшая 14 лет на британскую корпорацию BBC. В рамках мастер-класса «Ведение репортажей из конфликтных зон» Шахида рассказала о работе с регулярными армиями и вооруженными группами, о характерных особенностях военных репортажей, физических опасностях и психологических травмах, связанных с работой в этой области. И считает, что женщин-репортеров, освещающих «горячие точки», должно быть больше.

«Есть репортеры женского пола, освещающие конфликтные территории, но их, к сожалению, очень мало. Работу продюсеров и фиксеров (переводчиков из местного населения) исполняют, в основном женщины, которые проделывают всю «черную» работу, а у микрофона стоят мужчины. Я считаю, что мы видим войну по-другому. Мужчины - репортеры, в основном, концентрируются на процессе войны, а женщины - сразу идут в деревни, чтобы пообщаться с населением. Нам больше интересны простые истории людей», - считает Шахида Туляганова.

nullШахида Туляганова - автор нашумевшего фильма «Аэропорт Донецк», где герои фильма были по очереди и «киборги», защитники донецкого аэропорта, и те, кто пытался его захватить. Разговаривая с людьми, сражавшимися по разные стороны баррикад, Шахида показала картину такой, какой ее видели участники событий. Отправившись в зону боевых действий, она хотела самой понять, почему молодые ребята схватились за оружие.

«Почему я выбрала эту специфику? Кто-то же должен рассказывать эти страшные истории. Мы - как врачи, делаем все. Приходилось однажды вывозить старенькую бабушку во время обстрела в Донецке. Если боишься то, не надо ехать на войну. Потому что страх привлекает за собой опасность. Надо просто собраться и освещать. Я поехала, потому что не хватало освещения с этих регионов, и надо было самой разбираться в этом запутанном конфликте», - рассказывала она.

По мнению, Тулягановой у каждого журналиста есть свои принципы работы в зоне военных действий. Но, главное для репортера - оставлять свои убеждения за кадром.

«Когда я нахожусь в зоне конфликта, я даю высказаться всем сторонам. Если у меня в репортаже старушки с территории Донбасса, то точно такие же бабушки будут и в Мариуполе. Свое личное мнение, кто виноват, журналист должен оставить при себе. На войне виноваты все. В российско-украинском вопросе, это пора уже заканчивать. Потому что я вижу столько агрессии и националистических посылов с одной и с другой стороны, что мне больно», - поделилась Ш. Туляганова.

К сожалению, профессия военного репортера, в особенности, это касается мужчин - оставляет след, говорит Туляганова. Если тебя не убьют, то видя, все эти страшные события - люди спиваются.

«Посттравматический синдром, не все, к сожалению, новостные организации понимают, насколько это тяжело. У бойцов, это когда они вновь хотят вернуться в зону действий. Слава богу, что сейчас есть обязательный тренинг для журналистов, которые едут освещать зону конфликтов, по безопасности. Им выдают бронежилеты и каски. А вот, психологическими травмами никто еще не занимается, потому что это очень дорого. Но, это очень важно, потому что люди, которые почувствовали запах крови, они будут стремиться ездить туда. Да, люди спиваются. По-другому, после всего увиденного, не получается: на войне либо водка, либо виски. Вот и все! Мне повезло больше, я приезжаю домой и переключаюсь на своих сыновей. И мне легче. А когда никого нет, отключиться от всего это тяжело», - заключила она.

Шахида Туляганова в Би-Би-Си прошла путь от радио - где вещала на узбекском и русском языках, до автора нескольких радиодокуменальных серий о правах человека, побывав во всех исправительных учреждениях Грузии и Азербайджана. Ее фильм по путешествия по Европе по поддельным паспортам «Мой фальшивый паспорт» стал классикой журналистского расследования, а документальная картина «Как делать революцию» получил премию на Берлинском кинофестивале. Последние несколько лет Шахида занимается журналистскими расследованиями по финансовым преступлениям в странах бывшего СССР и Прибалтики.

Сейчас читают