Конкурс на стипендию «Болашак» составляет три человека на место

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - По итогам первых двух этапов приема документов на присуждение международной стипендии «Болашак» активность участия в конкурсе остается высокой: в среднем - три человека на место. Об этом в интервью МИА «Казинформ» рассказал президент Центра международных программ Гани Ныгыметов.

- В рамках реализации нации «100 конкретных шагов» Центр международных программ разработал новый пятилетний План развития стипендии на 2016-2020 годы. Есть ли уже первые результаты работы?

- Да, уже можно назвать конкретные результаты. Первое - повышены требования к отбору претендентов на присуждение стипендии и качеству их подготовки. То есть повысились все требования к уровню академических и языковых знаний, к зарубежным вузам. Мы делаем ориентир на первую сотню рейтингов мировых вузов. В 2016 году в список вузов для подготовки стипендиатов «Болашак» включены университеты, занимающие первые 100 позиций в международных рейтингах и первые 10 позиций в предметных рейтингах. Также усилен научный потенциал выпускников, подготовка ученых наряду с традиционной моделью ведется по новой модели обучения докторантов - Split PhD. В связи с возникнувшими потребностями экономики введены новые три квотные категории работников на получение степени магистра: работники культуры, работники СМИ и инженерно-технические работники.

Второе - повышены качество и прозрачность конкурсных процедур отбора претендентов.  Внедрена обязательная процедура видеофиксации заседаний независимой экспертной комиссии по отбору претендентов. Состав этой комиссии, ранее состоявший только из госслужащих, расширен за счет представительства академического сообщества, экспертов из числа бизнес структур, профессиональных ассоциаций, НПО.

Третье - проведена системная оптимизация расходов программы. В рамках оптимизации языковой подготовки с 2015 года стипендиаты изучают английский язык по системе «6+6»: первые 6 месяцев в Казахстане, последующие - за рубежом. Кроме того, значительно сокращены программы профессиональных стажировок в пользу академической подготовки по программам магистратуры и докторантуры. В результате расходы на реализацию зарубежных программ сокращены на 3,2 млрд. тенге. Оптимизация расходов позволила Программе относительно нивелировать последствия девальвации тенге, обеспечить стабильное количество выделяемых новых стипендий ежегодно (в 2016 году предусмотрено 700 новых стипендий), а также в полном объеме покрывать все наши обязательства перед студентами по стипендии, оплате обучения, медстраховке, авиабилетам и пособиям на все учебные материалы. 

- Как изменение в правилах отбора претендентов сказалось на общем количестве поступающих в 2016 году в сравнении с аналогичным периодом за другие годы?

- Изменения правил отбора претендентов на стипендию «Болашак» коснулись, прежде всего, повышения требований к их академическому бэкграунду. То есть, мы стремимся повышать уровень базовой подготовки участников нашей программы с целью их качественного и эффективного прохождения обучения за рубежом. Ежегодно будут повышаться требования к  владению английским языком. Так, в этом году необходимый для получения стипендии квотными категориями претендентов балл сдачи теста IELTS повышен до 5.0 баллов. В дальнейшем каждый год этот балл станет повышаться и постепенно будет доведен до необходимого критерия топовых вузов мира, который составляет как минимум - 6,5 баллов по IELTS.

Также для всех претендентов, кроме самостоятельно поступивших, повышены требования к среднему баллу диплома бакалавра GPA с 2,67 до 3,0. Важно отметить, что активность участия в конкурсе остается, по-прежнему, высокой. В среднем получается три человека на место, так что нам есть из кого выбирать.

- По итогам первых двух наборов 2016 года, сколько студентов из общего числа направлены на языковую подготовку в Казахстане? Сколько, таким образом, сэкономлено средств?

- С 2015 года языковое обучение стипендиатов по новой модели «3+6»/ «6+6» успешно реализуется языковыми школами программы «Болашак» в Астане и Алматы. Мы добились существенного сокращения расходов на языковую подготовку. В 2015 году было рекомендовано прохождение курсов английского языка в Казахстане 195-ти стипендиатам, а в 2016 году - 59-ти. Расходы на языковую подготовку указанных стипендиатов по новой модели составили 2,3 млрд. тенге, по старой системе расходы составили бы 3,9 млрд. тенге.  В целом внедрение новой модели языковой подготовки сократит расходы республиканского бюджета  за 2015-2016 годы на 2 млрд тенге.

Также оптимизированы программы профессиональных стажировок в пользу программ академической подготовки. Сокращено общее количество присуждаемых стипендий по программе «стажировка». В 2015 году присуждено 122 стипендии, что в 2,5 раза меньше по сравнению с 2014 годом и более чем в 4,5 меньше по сравнению с 2013 годом. Данная мера позволила сократить расходы республиканского бюджета по программе «стажировки» в 5 раз.

- Что будет с претендентами, которые не наберут необходимый балл после языковой подготовки в Казахстане?

- Условия договора со стипендиатами программы «Болашак» по прохождению языковой подготовки не изменились.  Если по завершении языковых курсов уровень знания языка стипендиатом не достигает необходимого для прохождения обучения в зарубежном вузе, ему предоставляется еще один год для самостоятельного прохождения курсов и повышения своего языкового уровня. Если и по окончании второго года уровень знаний языка не достигает требуемого для обучения зарубежными вузами, то уполномоченным органом рассматривается вопрос о лишении его стипендии.

- Какие специальности чаще всего выбирают претенденты, и по каким программам (докторантура, магистратура и др.)?

- Результаты постоянного мониторинга показывают, что ежегодно группа превалирующих специальностей меняется. В 2015 году стипендиаты выбирали  специальности - «государственное управление» и  «управление в сфере образования».  Итоги двух этапов конкурса 2016 года показывают, что приоритеты у стипендиатов изменились. Сейчас больший интерес вызывают специальности: «управление проектами», «геология» и «хирургия». При этом ряд специальностей из года в год остается, так скажем, в фаворитах. Это - «экономика и финансы», «право» и «информационные технологии». В отношении программ обучения сохраняется тенденция к увеличению стипендий по академическому направлению, а именно на магистратуру. Показательно, что в 2015 году в 2 раза увеличено количество стипендий на докторантуру PhD. В 2014 году таких стипендий было 25, а в 2015 году - уже 40 человек отправлены на обучение.

- Кандидаты на стипендию интересуются, рассматривается ли возможность менять город при обязательной пятилетней отработке?

- Условия прохождения пятилетней трудовой деятельности в Казахстане определены Правилами отбора претендентов для присуждения международной стипендии «Болашак» и договором со стипендиатом.  С 2012 года у нас введена практика направления на обучение по программе «Болашак» по трехстороннему договору. Этот договор заключается между работодателем, нашим центром и стипендиатом. После получения диплома стипендиат обязан вернуться на работу в тот орган, который его направлял на учебу. Таким образом, если стипендиат программы «Болашак» поступает по трехстороннему договору, то при обязательной пятилетней отработке он  не имеет право менять работу и переезжать в другие города. Если же стипендиат получает стипендию, как самостоятельно поступивший, то он может работать в любом городе Казахстана по выбранной специальности. Отмечу, в перспективе мы рассмотрим создание более гибких условий для трудовой отработки наших выпускников с учетом требований экономики по развитию регионов.

- Некоторые кандидаты жалуются на нестыковку приема документов в Центр международных программ и начала занятий в выбранном университете. Иногда поступившим предлагают ждать год, так как они не успевают прибыть в выбранную страну вовремя. Как обстоят дела по этому вопросу в этом году?

- Могу сказать, что практически 99% стипендиатов начинают  языковую подготовку и обучение в точно указанное время.  При планировании процесса обучения мы стараемся максимально подробно скорректировать все этапы прохождения образовательных программ с графиками зарубежных вузов и временем языковых курсов. Однако, бывает, что такая ситуация время от времени возникает. При этом такие случаи очень редки, и возникают они, как правило, если стипендиат не успевает достигнуть необходимого уровня знания языка за отведенный для этого период. Также всем вновь поступающим стоит заблаговременно учитывать учебные периоды зарубежных вузов, в которых они намерены обучаться.

- Спасибо за беседу!

Сейчас читают