Китай: четыре «всесторонних аспекта» сессии ВСНП

None
None
ПЕКИН. КАЗИНФОРМ - 5 марта в Пекине стартовало главное событие года в политической жизни КНР - заседание Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), высшего органа государственной и законодательной власти. На десятидневных прениях традиционно обсуждается весь спектр вопросов развития страны, ставятся главные задачи на предстоящий год. МИА «Казинформ» представляет читателям авторский материал корреспондента Международного радио Китая Константина Щепина:

Уникальность нынешней сессии в том, что она стала первым заседанием в верхах после провозглашения базовой политической концепции нынешнего «пятого поколения» китайского руководства во главе с председателем КНР Си Цзиньпином. Концепция эта получила название «политика четырех всесторонних аспектов», а ее основные тезисы были опубликованы 25 февраля этого года в передовице газеты «Жэньминь жибао» - главного печатного рупора Компартии Китая.

Здесь не обошлось без традиционной для Поднебесной «магии цифр». Новая политическая линия была обнародована ровно через 15 лет после того, как лидер «третьего поколения» китайских руководителей Цзян Цзэминь провозгласил 25 февраля 2000 года политику «трех представительств». Наблюдатели уверены, что это не совпадение, а символ преемственности в государственной и партийной политике.

Определенные нынешними властями «четыре всесторонних аспекта» национального развития таковы: всесторонние построение среднезажиточного общества, углубление реформ, обеспечение верховенства закона, укрепление партийной дисциплины. «Эта политика призвана систематизировать разрозненные реформы, решить накопившиеся в их ходе проблемы. Именно поэтому ее можно назвать кульминацией реформаторской деятельности в КНР за последние 35 лет», - объяснил профессор партийной школы при ЦК КПК Цай Чжицян. Именно на «четырех всесторонних аспектах» и сосредоточились депутаты нынешней сессии ВСНП - им необходимо конкретизировать работу по этим направлениям как минимум на год вперед.

Формирование среднего класса

Линия на построение в КНР среднезажиточного общества предполагает три основных аспекта: это создание мощного среднего класса, ликвидация нищеты и сокращение разрыва в доходах населения. Последний - огромен. Специалисты Пекинского университета утверждают, что в Китае в руках 1% населения сосредоточено свыше трети всех материальных благ, а беднейшая четверть населения довольствуется лишь 1% всего национального достатка.

По данным социологов, в нынешнем году именно проблема разрыва в доходах стала темой номер один в китайском обществе. Так, проведенный в начале марта газетой «Жэньминь жибао» опрос среди почти четырех миллионов респондентов свидетельствует, что страна, прежде всего, ждет от властей решения вопроса имущественного расслоения. «Первостепенной» эту задачу назвали 14% опрошенных - даже борьба с коррупцией не набрала такого количества голосов, заняв лишь второе место. Традиционно лидировавшие вопросы дальнейшего экономического развития на этот раз неуверенно взяли «бронзу», лишь ненамного опередив такие темы, как развитие соцстрахования, усиление природоохранной деятельности и обеспечение продуктовой безопасности. Очевидно, что китайское общество меняет приоритеты. Игнорировать эту тенденцию было бы большой ошибкой для государства.

Власти понимают, что крайне неравномерное распределение материальных благ создает серьезную социальную напряженность в стране. Отчасти проблему пытаются решить за счет повышения уровня жизни беднейших слоев населения. Активно идет кампания по искоренению нищеты. Так, по данным Госстата КНР, в 2014 году численность живущих за чертой бедности удалось сократить на 12,3 млн. человек. Впрочем, работа далека от завершения - в нищете в Китае до сих пор живет 70 млн. человек.

У простых рабочих постепенно повышаются доходы. В 2014 году рост среднестатистической зарплаты по стране составил 8%. Рекорд в этом отношении поставлен в южной провинции Гуандун, которая за неделю до сессии ВСНП объявила об увеличении размера минимальной оплаты труда на 19%. Отраслевым рекордсменом стал госаппарат: с начала года китайским функционерам зарплату подняли на 60%. Впрочем, по словам экспертов, подобный скачок не так велик, как может показаться: жалованье чиновников не индексировалось почти 10 лет, несмотря на инфляцию. Отныне зарплаты госслужащих будут индексироваться раз в 1-2 года. В целом же размер среднедушевого дохода китайцев после уплаты налогов и сборов по итогам 2014 года составил 20167 юаней (3250 долларов).

Государство продолжает уделять пристальное внимание социальному обеспечению наиболее уязвимых слоев общества. Так, в 2014 году ставка базовой пенсии была повышена на 10%, пособия для льготников увеличились на 20%. Полностью развернута программа «доступное жилье» для малообеспеченных жителей городов: в ее рамках в 2015 году будет построено 7,4 млн. новых квартир. На эти и другие социальные программы тратится львиная доля бюджетных средств. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян особо подчеркнул: «Доля бюджетных расходов на связанные с народным благосостоянием сферы составила свыше 70% от общего объема».

Эти основные векторы социальной политики останутся неизменными в будущем, заверил глава правительства. Так, в 2015 году будут еще на 10% повышены пенсии, численность населения, проживающего за чертой бедности, сократится еще на 10 млн. человек. В нынешнем году правительство сосредоточится на проблеме занятости: запланировано создание более 10 млн. новых рабочих мест и сдерживание безработицы на уровне не выше 4,5%. Задачей-максимум всей этой работы является создание в КНР к 2020 году среднего класса численностью 600 млн. человек, что составит 40% от населения страны.

Инициативу отдали бизнесу

Создание крепкого среднего класса в КНР неразрывно связано с дальнейшими социальными и экономическими преобразованиями, что и предполагает второй пункт новой государственной стратегии «четырех всесторонних аспектов». 2015 год назван «ключевым» в деле всестороннего углубления реформ в Китае. Впрочем, это далеко не значит, что по прошествии 2015 года реформаторская деятельность в Поднебесной пойдет на спад: как любит говорить нынешний председатель КНР, «реформы - это процесс, которому нет конца». В нынешнем же году властям необходимо, прежде всего, расставить точки над i в отношении дальнейших преобразований экономической системы, ведь к 2016-му должен быть готов план 13-й пятилетки, который окончательно закрепит стратегию экономического и социального развития КНР вплоть до 2021 года.

Суть нынешних экономических преобразований сводится к тому, что инициатива в развитии национальной экономики переходит от государства частному капиталу. Власти продолжат активно инвестировать в развитие инфраструктуры: в 2015 году по 800 млрд. юаней будет выделено на развитие сети железных дорог и осуществление гидротехнических проектов. Главными операторами остальных «двигателей» экономического развития станут частники. Для этого ныне создаются все условия, прежде всего - ведется систематическая работа по облегчению доступа частного капитала на рынок. В частности, государство вот уже три года подряд сокращает список экономических проектов, требующих обязательного одобрения Госсовета КНР. В 2013 году он был урезан на 416 пунктов, в 2014-м - на 246. А задачей 2015-го года станет создание «негативного списка» проектов, за пределами которого можно инвестировать во что угодно без предварительного разрешения, лишь уведомив власти о своих капиталовложениях. Проекты, вошедшие в «негатив лист», по-прежнему будут требовать рассмотрения и одобрения государством. Кстати, такая система уже действует в созданной в 2013 году шанхайской зоне свободной торговли. Ныне власти решили распространить ее на всю страну.

Прекрасные новости поступили и для иностранных инвесторов: власти постановили в 2015 году вдвое сократить список отраслей, к которым ограничен доступ зарубежного капитала. Аналитики утверждают, что заморским предпринимателям будет особенно интересен сектор услуг, удельный вес которого в структуре китайского ВВП постоянно растет и к 2015 году достиг 48,2%, обогнав и промышленное производство, и сельское хозяйство.

Кто в стране главный?

Все вышеперечисленные реформы, вся правительственная работа по этим направлениям «должны юридически обосновываться, и никому не дозволено располагать властными полномочиями вне рамок закона», - отметил на сессии ВСНП премьер Госсовета КНР. Тем самым Ли Кэцян дал понять: ныне главный в стране - не председатель КНР, не правительство, а - закон.

Положение о верховенстве закона было внесено в Конституцию КНР в 1999 году, а «правовая система социализма с китайской спецификой» окончательно сформировалась к 2010 году. На сегодня она включает в себя более 230 законов, 690 административных правил и более 8600 местных нормативных актов. Вместе с тем, законотворческая деятельность не останавливается: надо подводить законодательную базу под новые направления работы. Так, с 2015 по 2018 год китайские парламентарии примут 68 законодательных актов. Планируется принятие 14 новых и внесение поправок к 33 действующим законам, предстоит разработка 21 закона «с нуля». В ПК ВСНП особо подчеркнули, что из 68 документов 11 будут направлены на охрану окружающей среды. В частности, будут приняты новые законы о борьбе с загрязнением вод и почвы. Ожидается также принятие актов по обеспечению продовольственной безопасности, борьбе с терроризмом и насилием в семье - фактически, по всем наиболее актуальным современным проблемам КНР.

Помимо усиления законотворческой деятельности, взят курс на ее децентрализацию с тем, чтобы «подогнать» юридическую базу под ситуацию в каждом из отдельно взятых регионов, где обстановка зачастую кардинально разнится. Зампредседателя нынешней сессии ВСНП Фу Ин сообщила, что власти намерены расширить полномочия законодательных органов на местах: они получат более широкие права в определении политики в таких сферах, как природоохранная деятельность, развитие экономики и муниципальное планирование.

Одним из важных моментов обеспечения верховенства закона является судебная реформа, которая завершится через пять лет, ее основным направлением станет повышение независимости судов. До сих пор суды на местах финансировались из бюджета местных правительств, от которых служители Фемиды оказывались финансово зависимы. В октябре 2014 года решено централизовать финансирование судов на местах с тем, чтобы местные власти уже не могли «влиять юанем» на решения судей. Такая практика уже введена в ряде административных единиц КНР.

Отсутствие дисциплины приравняли к коррупции

Поскольку государственная структура в КНР тесно переплетена, неразрывно связана с правящей в стране Компартией Китая, власти не могут нормально осуществлять свою деятельность без наведения порядка в партийных рядах. Именно поэтому четвертым пунктом стратегии «пятого поколения» китайского руководства стало всестороннее укрепление партийной дисциплины. Не секрет, что важнейшим направлением в этой работе стала борьба с коррупцией. На XVIII съезде КПК было подчеркнуто: «Плохое решение проблемы коррупции может причинить партии смертельный вред и даже привести к гибели партии и государства».

Впрочем, высшее руководство КНР мыслит более широко и понимает, что к дискредитации и подрыву легитимности властей ведет не только коррупция, но и любовь чиновников к разгильдяйству и сибаритству. Именно поэтому эти явления по степени вредоносности приравняли к коррупции. Неслучайно в статистических отчетах правоохранительных органов КНР попавшие под расследование за взяточничество чиновники и нарушившие рабочую или партийную дисциплину функционеры объединены в одну группу. По статистике, в Китае в среднем 113 чиновников в день попадают под расследование дисциплинарных органов за нерадивость и коррупцию. 43% дел касается именно нарушения рабочей дисциплины: это в основном пользование служебным транспортом в личных целях, неоднократные прогулы, проведение частных вечеринок за госсчет и компьютерные игры на работе. Многих за это уже уволили.

Официальный Пекин подчеркивает, что наказание ждет абсолютно всех провинившихся вне зависимости от ранга. Эта политика называется «бить тигров, давить мух», что означает бороться с разложением как на местах, так и в высших эшелонах власти». Действительно, кара настигает даже таких небожителей, как члены ВСНП. Так, за два последних года за нарушение дисциплины и коррупцию из рядов высшего органа государственной власти КНР были исключены 39 депутатов. За пару суток до начала сессии ВСНП объявлено о начале антикоррупционного расследования в отношении 14 высокопоставленных офицеров Народно-освободительной армии Китая.

Наконец, в последнее время все большее внимание стало уделяться пресечению идеологического разброда в 85-миллионной КПК. «Политическая партия, не поддерживаемая строгой политической дисциплиной, неизбежно развалится», - поясняет глава департамента политических исследований при отделе внешних связей ЦК КПК Хуан Хуагуан, приводя пример КПСС. «До распада Советского Союза идейный разброд внутри КПСС превратился в организационный беспорядок, и под конец эта крупная и старая партия, просуществовавшая более 90 лет и управлявшая государством свыше 70 лет подряд, сразу рухнула», - напоминает политолог. Промахи КПСС в Китае изучают долго и пристально, делая соответствующие выводы. Примечательно, что спецкурс «Ошибки Коммунистической партии Советского Союза» включен во всекитайскую программу тренинга уездных чиновников, которых массово направляют на мастер-классы по госуправлению в Пекин. С 2015 по 2017 годы на уроки о том, как правильно властвовать, в столицу будут призваны 2800 руководителей администраций уездного уровня. Первый мастер-класс по этому поводу провел в январе сам председатель КНР Си Цзиньпин.

Работа по всем перечисленным направлениям продолжится не только в 2015-м - она рассчитана на долгосрочную перспективу, подтвердил на сессии ВСНП глава правительства. Ли Кэцян объявил режим «нулевой терпимости» к коррупции и сообщил, что одним из основополагающих документов для наведения порядка в партийных рядах останутся принятые 4 декабря 2012 года «Установления из восьми пунктов». Нужно отметить, что уложения из восьми параграфов традиционно регулируют дисциплину в рядах КПК на протяжении практически всей ее истории. Первый подобный свод был принят еще во времена революции, до провозглашения Китайской Народной Республики. Тогдашняя памятка из восьми пунктов гласила: «Разговаривай вежливо; честно расплачивайся за купленное; занял вещь - верни; испортил вещь - возмести; не дерись, не ругайся; не порть посевов; не допускай вольностей с женщинами; не обращайся жестоко с пленными». Отголоски тех правил есть и в нынешних «восьми установлениях». Их положения таковы:

- учиться у народных масс, разбираться в ситуации на практике, чаще «ходить в народ»;

- избегать помпы во время командировок и выездных сессий: не устраивать банкетов и торжественных приемов/проводов, отказаться от цветов, транспарантов и красных дорожек;

- повышать эффективность и сокращать продолжительность заседаний, избегать пустых и длинных речей;

- сокращать документы, писать по существу, не рассылать документы без конкретного содержания;

- нормировать зарубежные визиты и строго ограничить число сопровождающих в таких поездках;

- совершенствовать информационную поддержку партийной работы, избегать излишнего и скучного протокола в сообщениях СМИ о партийной деятельности;

- строго контролировать публикации партийных работников: без разрешения им запрещается публиковать свои труды отдельными изданиями.

- быть трудолюбивым и бережливым, бескорыстно исполнять свои обязанности.

Сейчас читают