«Киберфутбол по зрелищности не уступает настоящему футболу» - участник Азиады от Казахстана

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - 18 августа в Джакарте (Индонезия) состоится открытие летних Азиатских игр-2018. Впервые в истории крупных спортивных состязаний в программу соревнований вошел киберспорт. Демонстрационные игры пройдут по 6 киберспортивным дисциплинам: Arena of Valor, Clash Royale, League of Legends, StarCraft 2, Hearthstone и Pro Evolution Soccer 2018 (PES). В дисциплине PES-2018 от Казахстана поедут Ринат Утепов и Каныш Абыкенов. Корреспондент СИА «SPORTINFORM» связался с Канышем, чтобы узнать, как проходил отбор, подготовка и какие цели ставят себе спортсмены на предстоящие соревнования.

- Каныш, расскажи, как ты попал на Азиаду?

- Когда стало известно, что киберспорт и конкретно PES включен в программу Азиатских игр компания Konami (авт. - разработчик игры) начала искать игроков от каждого региона, чтобы провести отбор. У них в базе есть статистика по игрокам, которые выступают онлайн. Сначала они связались с Ринатом (авт. - Утепов), моим партнером по команде - у него были очень высокие показатели. Нужен был еще один игрок из Казахстана, и он отправил им мои данные.

Компании мои результаты понравились, поэтому они рекомендовали нас в НОК. После этого с нами связались из недавно созданной федерации киберспорта и сказали готовиться к отборочному турниру. Сам региональный отбор проходил онлайн, и соперниками у нас были игроки из Туркменистана и Узбекистана. Все прошло без проблем, поскольку уровень соперника оказался слабее нашего. Туркменистан обыграли со счетом 10:0, с Узбекистаном было сложнее - 2:1.

- С чего началась твоя киберфутбольная карьера?

- Играл в PES еще школьником, тогда она называлась International Superstar Soccer. В Казахстане игра не была популярна, поэтому плотно начал играть, когда поступил в университет в Китае. Там FIFA не была сильно распространена, все студенты играли в Pro Evolution Soccer. По приезду в Казахстан у нас уже был достаточно развит интернет, и можно было играть онлайн с соперниками со всего мира. Но профессиональным занятием это стало только после появления информации, что киберспорт и PES включен в программу Азиатских игр.

- Вечное соперничество фанатов футбольных игр PES и FIFA. У игроков есть четкая специализация или они могут играть и там, и там?

- Если говорить о наивысших достижениях, то сложно быть успешным в обеих играх, поскольку пути к воротам, сила удара, направление паса сильно различаются. Может быть, есть такие игроки, но мне сложно перейти с одной игры на другую. 5-6 лет назад я бы мог однозначно сказать, что FIFA для большинства - она проста в усвоении и с примитивной тактикой взятия ворот.

Сейчас оба симулятора на достойном уровне, у каждого есть свои плюсы и минусы, поэтому покупатель сам выбирает, что ему больше по душе. Вообще для такой популярной игры всего 2 сильных производителя очень мало - все упирается в лицензии. Если бы у нас был выбор из 20 разработчиков, то и качество было бы выше. Конкуренция двигает прогресс.

- Вернемся к Азиаде. Как проходит подготовка к играм?

- В основном играем онлайн. Каждый день по 2-3 часа уделяем внимание командной игре. Как и в настоящем футболе отрабатываем комбинации, поскольку в команде ты зависишь от партнера и нужно привыкнуть к стилю игры. Кроме того, тренируем штрафные и угловые, понимая, что соперники будут сложные и времени на подготовку не так много - это будет один из наших путей к воротам соперника. Стараемся отрабатывать в защите, так как у нас будет игра от обороны, на контратаках и с использованием стандартов, которые мы хотим использовать по максимуму.

- На какой результат рассчитываете?

- Фаворит - сборная Японии. Сама игра разработана в этой стране, японцы - сильнейшие в Азии. Там играет победитель мирового тура. В финале чемпионата мира он уже не вышел из группы, но никто из участников Азиады вообще туда не попал. Поэтому фавориты - Япония, хозяйка Индонезия и страны Юго-Восточной Азии, где проводится много турниров и сильный общий уровень игроков. Казахстан для них выглядит аутсайдером, но все покажет игра.

Мы стремимся к победе, а задачу минимум ставим быть в тройке. Если нет такой цели, то и смысла ехать нет - в футболе ведь все возможно. Пусть это футбол виртуальный, но здесь чаще бывают сюрпризы, чем в выдуманных играх.

- В каком формате пройдут соревнования и будут ли присуждаться медали?

- Будет группа по 4 команды. С каждой играется по 3 матча - 2 одиночных и 1 - командный (2 на 2). Счет в серии также имеет значение, так как, если вы выигрываете 2:1, то вам дается 2 очка, если 3:0, то - 3. В плей-офф также 3 игры до двух побед. Поскольку они впервые проводят, то формат уже 3 раза менялся. И мы, и Азиатская федерация в этом деле первопроходцы.

В этот раз соревнования носят демонстрационный характер, но на следующей Азиаде киберспорт будет уже в рамках медального зачета. Поэтому за эти 4 года нужно подготовить ребят. По Олимпиаде вопрос пока открыт, но в первую очередь они думают включать дисциплины, которые имеют реальные аналоги в спорте - футбол, баскетбол, хоккей.

- По поводу аналога. Мешает ли наличие реального футбола бороться в зрелищности с выдуманными играми?

- Мы часть настоящего футбола, мы питаемся самой игрой. Если бы не было живого спорта, то игра не стоила бы особого внимания. Очень много людей смотрит футбол, но не все могут быть профессиональными футболистами. Однако после просмотра футбола хочется поучаствовать, имитировать бурную деятельность футболиста, и симулятор дает такую возможность.

Здесь даже не соперничество, а наоборот: чем больше людей интересуется футболом, тем больше будет игроков в виртуальный футбол. Киберфутбол по зрелищности не уступает настоящему футболу, может в некоторых моментах даже превосходит. Единственное, мне не так интересно смотреть, как играют другие, а настоящий футбол я смотреть могу.

- Об этом я и говорю. Зрелищно ли это для зрителя, когда он может посмотреть настоящий футбол?

- Зрители как раз в основном те, кто сам играет. В FIFA есть такие стримеры как Kefir, Finito, у которых около миллиона просмотров и смотрят их в основном игроки. Путь к тому, чтобы нейтральные зрители смотрели - это когда футбольные клубы подписывают игроков или такие турниры, как Азиатские игры, где киберфутболисты играют за клуб или честь страны.

- Есть ли какие-то подвижки со стороны футбольных клубов у нас?

- То, что сейчас футбольные клубы активно заходят на рынок киберспорта, создают свои подразделения или подписывают киберспортсменов, - большой шаг вперед. У нас пока о таком не слышал, но со временем этот тренд все равно придет в Казахстан. Есть много олимпийских видов спорта, которыми люди интересуются только во время Олимпиады. Киберспорт же уже имеет аудиторию, привлекателен в финансовом плане, поэтому в будущем он вполне может стать олимпийским видом спорта.


Отметим, демонстрационные игры по киберспорту в рамках Азиатских игр пройдут с 26 августа по 2 сентября.

В июне этого года киберспорт был признан видом спорта в Казахстане. Вся деятельность Казахстанской федерации киберспорта (QCF) направлена на интеллектуальное развитие молодежи и содействие реализации программы «Цифровой Казахстан».

 

 

null

 

 

 

 

Сейчас читают