Казахстанский агрегатор

Казахстан не стал исключением из правил. В 2005 году, выступая на одном из партийных мероприятий, Глава государства Нурсултан Назарбаев ясно сказал: «Нам надо расставить приоритеты, чтобы одно шло за другим: сначала - экономика, потом - политика». Как отмечают эксперты, в том числе и зарубежные, данный тезис лежит в основе успешной казахстанской модели. Кому-то такая дорога к демократии покажется витиеватой и запутанной. Тем не менее, именно она позволила стране успешно дебютировать на мировой арене в качестве независимого субъекта.
Мастер-класс
Нельзя сказать, что Казахстан изобрел ноу-хау. В динамичных странах Азии давно практиковался тезис: «Сначала экономика, потом все остальное». Может по этой причине, еще в 2000 году республика продемонстрировала самый лучший экономический результат среди стран СНГ - 9,8 процента роста ВВП, и по этому показателю встала рядом с Китаем и Южной Кореей. А в 2005 году Казахстан, наряду с Беларусью, первый в Содружестве превысил собственный объем ВВП от 1991 года. Событие во многом знаковое, поскольку позволяло говорить о том, что кризисные явления, вызванные развалом Советского Союза, остались позади.
Ежегодным прирост физического объема ВВП в стране за период с 2000-2005 гг. в среднем составлял около 10 процентов в год. Торговый оборот республики со странами Содружества за этот же отрезок времени вырос в два раза, а с государствами дальнего зарубежья в 4 раза. По сути, стартовал процесс интеграции в мировую экономику, а страна оказалась на пороге глобализации. В Казахстан потекли иностранные инвестиции. В принципе этот тренд наблюдался на протяжении 90-х годов. Но в 2007 году произошел качественный скачек, когда рост прямых инвестиций в экономике страны составил 73 процента по отношению к 2006 году.
Тестом на состоятельность стал глобальный финансовый кризис. Будучи лучше интегрированной в мировую экономику, Казахстан оказался в числе первых стран в СНГ, кто столкнулся с глобальной рецессией. Сразу за этим ряд экспертов предположили, что успешная бизнес модель сейчас «лопнет», но прогнозы не сбылись. По итогам 2009 года рост ВВП Казахстана составил 1 процент. Это не так много для экономики, которая в лучшие времена выдавала от 8 процентов и больше роста. Однако нельзя не отметить, что в то время как другие страны закончили год в «красной зоне», республика оказалась в «зеленом секторе» со знаком «плюс».
Казахстан не только «сухим» выбрался из кризиса, но и улучшил свои индикаторы. В частности, близко подобрался ко второй экономике СНГ. Причиной тому стало то, что Украина, выбравшая в 2005 году одномоментный переход к демократии, в разгар кризиса проиграла в экономике. В 2008-2009 году Киев оказался заложником политических интриг и морально был не готов ответить на вызовы глобального кризиса. В итоге ВВП страны снизился на 7 процентов, а «лавры славы» достались Астане. «Казахстан - единственная страна (в СНГ, - ред.), принявшая эффективные антикризисные меры», - говорили в начале года эксперты «Института посткризисного развития» (Россия).
Кризис ненадолго задержался в республике, которая по случаю получила богатый опыт в управлении рисками. В первом полугодии рост ВВП страны составил 8 процентов, улучшились внешнеэкономические показатели. Более того, в течение 2008-2009 годов были пересмотрены «правила игры» для бизнеса, которые обещают сделать экономику страны устойчивой к глобальным кризисам и повысить ее конкурентоспособность.
- После двух с половиной лет кризиса мы очень рады видеть признаки восстановления казахстанской экономики. По мнению Всемирного банка, Казахстан достиг больших успехов в управлении кризисом, - сказал в июле исполнительный директор Всемирного банка по Казахстану Константин Хубер.
Антикризисные меры позволили сохранить рост экономики, и, что не менее важно, доверие со стороны деловых партнеров Казахстана. По данным Национального банка, в 2009 году приток прямых иностранных инвестиций в страну составил 11,7 млрд. млрд. долларов. Хотя это было на 19,9 процента ниже показателей 2008 года, но больше, чем в 2007 году. Таким образом, Казахстан возвращается к своим докризисным показателям.
Социальный барометр
Бурный экономический рост сам по себе не имеет ценности, если он не оказывает всестороннее влияние на другие стороны жизнедеятельности общества, и прежде всего, на социальную сферу. В этом смысле для Казахстана переломным моментом стали 2000-е годы, когда простые люди ощутили плоды реформ. Еще в 2005 году, по данным Агентства по статистике, доля бедного населения в городе снизилась с 9,2 до 5,3 процента по сравнению с 2006 годом, а в сельской местности - с 24,8 до 15,3 процента. Хоть цифры говорили об успехе в профилактике бедности, они указывали еще на сокращение разрыва между городом и селом. А ведь такого результата с трудом удавалось добиваться в годы развитого социализма.
Улучшались социальные характеристики Казахстана на фоне других республик постсоветского пространства. Так, в 2006 году страна заняла 2-ое место в Содружестве по уровню ВВП на душу населения, а в «Докладе о развитии человека за 2009 год» (ПРООН) она, наряду с Россией и Беларусью, закономерно оказалась в группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Если в 1999 году уровень безработицы в Казахстане достигал 13 процентов, то в 2003 году он составлял уже 8,8 процента. Позитивный тренд сохранился даже в 2008-2009 годы, когда доля безработных колебалась в пределах 6-7 процентов.
Улучшение социальных индикаторов положительно сказалось на политической стабильности. Если в 90-е годы о себе давали знать такие города, как Жанатас, то с начала 2000-х годов потенциал протестных настроений пошел на убыль. Для этого не было почвы. Кроме того, экономический рост позволил увеличить бюджетные расходы на медицину и образование, что улучшило не только социальные показатели, но и индекс человеческого измерения. «Благодаря этому, средняя продолжительность жизни в Казахстане от 63 (лет, - ред.) выросла до 68», - отметил в июне Глава государства. Хотя разница в 5 лет кажется незначительной, другим странам для этого потребовались десятилетия упорного труда.
У увеличения продолжительности жизни есть и своя казахстанская «специфика». Дело в том, что решение о повышении пенсионного возраста в республике не отвечало демографическим показателям. Оно было вызвано кризисными явлениями в экономике в 90-х годах и большими бюджетными расходами, носило вынужденный характер. В то время как аналогичные решения в развитых странах были связаны с процессом старения населения и сокращением доли экономически активного населения.
Поэтому бурный рост ВВП позволил Казахстану быстро «войти» в стандартное для остальных государств русло развития, что создавало свои предпосылки для устойчивого и гармоничного роста, а значит, снижало риски для политической стабильности.
Средний класс
Как показывает мировая практика, устойчивая демократия не возникает там, где существует «однородная» социальная структура. Она покоиться на плюрализме, который невозможен без разнообразных классов и групп, и их интересов. Поэтому применительно к казахстанскому обществу следует также говорить о «модернизации». Суть ее состоит в том, чтобы сгенерировать такую же социальную структуру, которая имеется в наличии в развитых индустриальных странах. Прежде всего, речь идет о среднем классе. Его доля должна составлять порядка 60 процентов от общей численности населения.
«Когда таких людей будет в электорате 65 процентов, можно смело говорить, что общество устоялось, и его вспять повернуть невозможно», - отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев пять лет назад. После чего он добавил: «Тогда можно говорить о любой системе власти, которая может быть в Казахстане».
Средний класс играет роль амортизатора. Его присутствие снижает радикализм в политик, и придает демократическому процессу устойчивый и необратимый характер. «Приверженность демократическим ценностям, верховенству закона, транспарентности, толерантности и свободной торговле позволило нам создать стабильное государство и сформировать устойчивый и хорошо образованный средний класс», - отметил Глава государства в статье «Потенциал зарождающейся демократии».
Хотя по разным опросам населения большинство казахстанцев сейчас относят себя к среднему классу, соотношение их уровня доходов к расходам пока не отвечает такому показателю. Речь идет только о субъективной самооценке своего социального статуса. И, тем не менее, эксперты признают, что Казахстану удалось достичь значительных успехов в культивации своего среднего класса.
- Только подумайте, по итогам прошедших 17 лет с 1991 по 2008 год: вы живете в собственной квартире, у вас японская машина, одно из любимых мест отдыха - Арабские Эмираты, ваш ребенок обучается в Гарварде на стипендию «Болашак». Так зачем раскачивать лодку? - вопрошал в 2008 году эксперт по центрально-азиатским вопросам и международный аналитик информационного агентства UPI Джон С. К. Дейли.
Как и следовало ожидать, доля среднего класса в Казахстане стремительно росла в 2000-х годах. Опять же этому способствовал рост ВВП страны и его распределение на душу населения. Впрочем, казахстанский средний класс удалось сохранить и в 2009-2010 годы, когда негативное влияние на национальную экономику оказал глобальный кризис. Об этом говорят результаты социального самочувствия, полученные в ходе опросов населения.
Тем не менее, кризис отразился на казахстанском среднем классе, прежде всего, на системе жизненных ориентаций. Из исследований следует, что он стал более осторожен, и свой успех теперь связывает с образованием. В этом нет ничего удивительного. Похожие процессы наблюдались в России после дефолта 1999 года, когда на смену лихим «новым русским» пришли прагматичные «синие» и «белые» воротнички.
Межнациональный мир
Другой особенностью казахстанской модели, остается межнациональное согласие. В республике проживает 130 наций и народов, 46 религиозных конфессий. При этом ей удалось избежать конфликтных рецидивов, которые в разных формах наблюдались на постсоветском пространстве.
Хотя тезис «сначала экономика» отодвигает политику на второй план, в сфере межнациональных отношений она играла роль первой скрипки. С момента обретения независимости на самом высоком уровне подчеркивалась необходимость соблюдения межнационального мира и согласия. Но опять-таки, постольку, поскольку она создает условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, укрепления доверия со стороны бизнес партнеров, а в целом - для стабильного роста ВВП. Иными словами, здесь политика остается концентрированным выражением экономики.
Как отметил Глава государства в одном из своих выступлений, «демократизация - есть условие межнационального мира в Казахстане, но только условие, а не гарантия». Дело в том, что после окончания «холодной войны» на первый план вышли локальные конфликты, в том числе на межнациональной и межконфессиональной почве. Их можно наблюдать не только в развивающихся странах, но и в тех из них, где существовали демократические режимы с устоявшимися традициями. Стало понятно, что проблема межнациональных отношений в XXI веке актуальна для всех.
Все это позволило экспертам заговорить о сценарии «Столкновения цивилизаций». Причиной этому стали низкие социальные показатели в отдельных странах, противоречия в сфере межнациональных отношений, рост нелегальной миграции.
На этом фоне Казахстан доказал, что наличие многонациональной структуры населения само по себе не влечет конфликтный потенциал. Многое зависит от модели взаимоотношений между представителями разных наций и конфессий. Для решения этой задачи создана Ассамблея народа Казахстана, в рамках которой действуют национально-культурные центры, а ее представители работают в Парламенте. Кроме того, в республике действуют школы, где преподавание ведется на родном языке проживающих в стране национальных групп. Создаются условия для их гармоничного развития.
Сегодня эффективность казахстанской модели признают зарубежные партнеры. Свой интерес к ней проявляют страны ОБСЕ, поскольку бесконфликтные отношения наций - это одно из слагаемых успеха в XXI столетии, которое оказывает влияние на политическую и экономическую конкурентоспособность государств.
Обыкновенное чудо
В каждом фокусе есть свой престиж, когда исчезнувший предмет снова появляется на глазах изумленной публики. Так в чем же «престиж» казахстанской модели развития? Чтобы ответить на этот вопрос, следует посмотреть на страны Азии. Многие из них также придерживались стратегии «сначала экономика, а потом все остальное». За 30-40 лет они сумели снизить уровень бедности, создать средний класс и устойчивые демократические институты. Для нас их опыт имеет непреходящее значение, поскольку он проверен временем.
Казахстан в отличие от других республик постсоветского пространства предпочел одномоментному переходу к либеральной системе эволюционный путь развития. Страна пока формирует базовые условия для появления «устойчивой демократии»: наращивает средний класс, модернизирует общество, создает конкурентоспособную экономику. Как отметил по этому поводу Глава государства: «Демократия для нас - не начало пути, а конец пути».
- Мы признаём, что, может быть, мы не достигли ещё такого уровня, какого достигли развитые государства, - не только мы, но и многие постсоветские страны. В то же время неподготовленность населения к резким изменениям, с низким уровнем доходов и заработной платы - мы беспокоимся, как бы демократию люди не приняли как обратное, как ухудшение жизни людей, - сказал Нурсултан Назарбаев в одном из интервью.
«На вкус и цвет и товарищей нет». Ряд стран СНГ выбрали демократию, но при этом не построили для нее крепкий каркас. Как следствие, Украина не смогла эффективно противостоять глобальному кризису, а «Оазис свободы» - Кыргызстан, продолжает жить от одной революции к другой. Стала ли эффективной для них демократия? Наверное, нет. В этих странах она генерировала политические кризисы, и как следствие - сама оказалась неустойчивой. И это не случайно. Поскольку демократия у них - продукт конфликта по поводу власти, а не следствие социальных и экономических условий.
Как заметил британский политик Уинстон Черчилль: «Демократия - ужасная форма правления, если не считать все остальные». Но для того, чтобы она показывала высокий КПД, она не должна генерировать кризисы, а должна быть устойчивой, способствовать принятию прагматичных и эффективных решений.