Казахстанские ученые впервые с новых исторических позиций провели исследование древнемонгольских и ойратских памятников

None
None
АСТАНА. 15 июня. КАЗИНФОРМ - Ученые Института востоковедения впервые с новых исторических позиций провели комплексное исследование древнемонгольских и ойратских памятников, имеющих непосредственное отношение к истории Казахстана.

Об этом пишет  ведущий научный сотрудник Института востоковедения им.Р.Сулейменова и руководитель центра Центрального государственного музея (Алматы) Напил Базылхан в материале «Империя «потрясателя Вселенной», опубликованном в сегодняшнем номере газеты «Казахстанская правда».

Рассказ о древних тюрках продолжит история о «потрясателе Вселенной» Чингисхане - создателе могучей Монгольской империи (XII-XIV века). Рождение Темурчина, будущего Чингисхана, не случайно назвали феноменом мировой истории - его завоевательные походы, указы и законоположения, изданные им, коренным образом повлияли на ход истории всего человечества! Изучение эпохи Чингисхана, а также этнополитических и этнических положений тюрко-монгольских племен X-XIV веков стало возможным благодаря государственной программе «Культурное наследие».

К истории Казахстана гениальный завоеватель имеет непосредственное отношение, поскольку является прямым предком казахских правителей, начиная с Жошы (Джучи), затем первых основателей Казахского ханства - Керея, Жанибека, Тауке, Касыма, Абылая и заканчивая Кенесары, а также славным представителем «Алашорды» - Алиханом Букейхановым. Кроме того, мать Чингисхана, Хогэлун, была из казахского племени конырат, которое входило в состав Казахского ханства. Во времена правления Темурчина на евразийском пространстве начался расцвет городской жизни, на Шелковом пути процветала торговля, монетные дворы выпускали сереб­ряные деньги. О бурных торгово-денежных взаимоотношениях на территории Казахстана и Средней Азии тех лет свидетельствуют нумизматические артефакты.

Целеустремленный, умеющий видеть масштабное в единичном, Чингисхан сумел объединить раздробленные кочевые государства и племена, оставшиеся в XI веке после распада Тюркской империи. Естественно, раздробленные тюркские и монгольские (отуз-татары) и тунгусские (кидани, татабы) этносы, а также оседлые согды и другие народы уже не имели былого, как во времена Тюркской империи, влияния. Но Чингисхан сумел стать мудрым наследником этих народов.

Темурчин (общепринятое Темучин пошло от китайцев, в языке которых нет буквы «р») действительно родился под особой звездой. Под его умелым руководством было создано огромное военно-политическое государство с уникальной структурой управления, мобильной почтовой связью и другими атрибутами государственности, некоторые из которых используются до сих пор. Согласно персидским, монгольским и китайским письменным источникам, в XI-XIII веках на территории современного Казахстана обитали кипчаки, канглы, калачы, карлуки, башкиры, огузы, уйгуры и многие другие кочевые и полукочевые народы. В Монголии в это время существовали многочисленные тюркские и монгольские этнополитические объединения - керейские, найманские, жалайырские, монгольские улусы, а также меркиты, конгираты, тайчиуты, татары, суниты, курлауты, онгуты, ойраты, «лесные народы», киргизы. В Средней Азии - оседло-земледельческие согдийцы, иранцы, арабы, другие этносы. Все эти кочевые племена и ханства Чингисхану предстояло объединить под свое начало. Необходимость в этом уже давно назрела - степное общество раздирали внутренние противоречия и междоусобные войны.

Будущий герой степных номадов родился в 1163 году в урочище Дэлун Болдаг на берегу реки Онон (Центральная Монголия), сжимая, как гласит предание, «в правой руке своей запекшийся сгусток крови величиною с асык». Рождение мальчика совпало с пленением татарского воина Темурчин-Уке. Его захватил в плен отец будущего Чингисхана, Есукей-батыр из рода кият борджигин (боритегин), и в честь бесстрашного и мужественного врага (пленить которого стоило многих сил) дал своему новорожденному первенцу имя Темурчин.

Слово «Темурчин» происходит от древнетюркского «темур + чын» («железо + обладатель» со значением «в ком знание крепости и силы железа»). Имя Чингис, или по-казахски Шыңгыс, тоже интересно: «шың» - справедливый, честный, «кісі» - человек. Такое имя предводителю Темурчину дали не случайно, ведь степные кочевники верили, что там, где правят справедливо и честно, там обязательно будет победа. Темурчину, старшему сыну правителя хамук-монголов Есукея-батыра, исполнилось девять лет, когда татары отравили его отца. Для семьи наступили тяжелые времена: их покинули подчиненные Есукею-батыру роды, предпринимались неоднократные попытки убить самого Темурчина. Живым мальчик остался только благодаря побратиму отца, хану Керейского ханства Тогурылу и Дай-Сечену - отцу девочки Борте, которую отец перед своей гибелью успел сосватать Темурчину. Они же помогли 16-летнему юноше встать во главе племени.

Спустя годы, в 1203 году, Чингисхан подчинил себе все керейские племена, а в 1204-м - найманские. Завоевав два этих могущественных ханства, он стал главным правителем основных тюркских и монгольских племен. Став ханом, Чингис отдал приказ вести государственные дела на древнеуйгурских письменах, которые использовали в Керейском и Найманском ханствах. А также приказал создать столицу своей империи в Каракоруме, недалеко от Орда-балыка - главного города бывшей Тюркской империи, что на берегу реки Орхон. Верховная власть, конечно, принадлежала самому Чингисхану, а после его смерти царство отошло четырем сыновьям - Жошы (Джучи), Чагатаю, Угедею, Тулую, а затем их прямым потомкам.

Сегодня в заслугу Чингисхану ставят создание и государственное узаконение совета старшин (предвестника сената) и великого курултая (с течением столетий преобразовавшегося в парламент). Темурчин каждый год собирал глав правящих династий, аристократию, богатую знать, чтобы решать военно-политические, торгово-экономические и многие другие важнейшие вопросы, которые касались всех, «начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит...». Основным государственным законом Чингисхан сделал знаменитые «Ясы», которые регулировали государственное военно-юридическое управление. В них входили 36 статей, из которых 13 статей (!) предусматривали казни. То есть «Ясы» были очень жестким сводом правил даже для того средневекового времени. А послам Чингисхана выдавали золотые, серебряные и медные знаки - «кереге», которые, по сути, являлись приказами самого великого хана монгольского улуса и наделялись «Силой вечного Тенгри».

Кстати, с этих слов - «Силою Вечного Тенгри!» - начинались приказы Чингисхана. До наших дней дошли строки: «...государства и земли, пусть повинуются и боятся! Кто не выполнит, тому смерть!» Это означало, что послу Чингисхана на всех дорогах империи должны были помогать и обеспечивать беспрепятственный проезд, в том числе лошадьми. Такая быстрая почтовая связь стала одним из ноу-хау Чингисхана. Именно она обеспечила ему эффективное государственное управление на всем евразийском пространстве.

В состав Монгольской империи входил почти весь средневековый мир, поэтому этническая, языковая, социально-бытовая и социально-политическая обстановка в регионах была разная. Несмотря на этническую колоритность империи, тюрко-монгольские военачальники совместно с местной знатью довольно успешно управляли на местах, держа империю в «едином кулаке». Помогала в этом единая идеологическая доктрина господства монгольских правителей. Несогласных, ради спокойствия империи, ожидала казнь.

Поход в 1218 году Жебе-нояна (полководца Чингисхана) против Кучлука, сына найманского государя Таян-хана, стал началом столкновения степных кочевников, верующих только в «Вечно синее Небо», и мусульманского мира. В арабских источниках о татаро-монгольских походах упоминается как о походах «варваров, уничтожавших города и мечети». На самом деле это не так. В ставке Чингисхана, городе Каракорум, существовали несторианские, буддийские монастыри, мусульманские мечети, что свидетельствует о веротерпимости кочевой аристократии. Персидский историк Джувейни (1226-1283 гг.) писал, что «поскольку Чингисхан не следовал какой-либо вере, то он был чужд фанатизма и не превозносил какую-либо веру над другой. Напротив, он поддерживал престиж уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу».

чингизхан Чингисхана также обвиняют в том, что он уничтожил городскую культуру Средней Азии. На самом деле он разгромил только Отрар (город находился на территории современной Южно-Казахстанской области) и несколько других городов, которые стали участниками убийства его послов. А началось все с посольской делегации монгольского кагана к шаху Хорезму, одному из могущественных мусульманских правителей того времени, для урегулирования торговых отношений мирным путем. Прежде чем попасть в ставку шаха - город Ургенч, послы должны были пройти через Отрар, где жили тюрко- и персоязычные мусульмане. Спесивый Хорезм-шах, имея почти полумиллионную армию, не пожелал считаться с «потрясателем Вселенной» и приказал правителю Отрара уничтожить его послов, прибывших, кстати, с драгоценными дарами. Чингисхан, создавший к тому времени мощную и быструю конную армию, конечно, не мог оставить безнаказанным такое оскорбление.

Победа над шахом, помимо удовлетворения мести, открыла Чингисхану дорогу на Запад - Грузию, Армению, Словакию, Чехию, Польшу, Боснию, Сербию, Болгарию, Венгрию, Русь. И к 1225 году он завоевал почти весь мир. Но главной его задачей оставался непокоренный Китай. Осуществить свои честолюбивые планы великий полководец не успел. В 1227 году во время похода на Тангут (современный северный Китай) в возрасте 65 лет Чингисхан умер, так и не оправившись после падения с лошади. Тело великого хана увезли в Монголию. Место захоронения неизвестно.

После его смерти империя, которую он тщательно крепил железной дисциплиной, была разделена сыновьями. Старший, Жошы (1184-1227 гг.), правил Дешт-и-Кыпчаком или Алтын-Ордой (территория современного Казахстана). К Чагатаю (1185-1242 гг.) отошли Мамлакати, Могулистан; к Огедею (1186-1241 гг.) - Цент­ральная Монголия. А заветную мечту Чингисхана воплотил его внук Хубилай, который в XIV веке создал в Китае правящую династию Юаней и Ильханов - в Иране.

К сожалению, до нас не дошла официальная история «золотого рода» Чингисхана - «Алтан дептер» («Золотая книга»). Сохранилось только в историко-эпическом виде «Сокровенное сказание монголов» на среднемонгольском языке (XV в.). Остается добавить, что из этнополитических образований постзолотоордынского Джучидова периода дольше всех просуществовали Казахское и Крымское ханства.

Сейчас читают