Казахстанская школа: единство формы и содержания

Здесь нет ничего особо нового, такой подход практикуется в большинстве развитых стран мира. Главная цель - уберечь детей в пору формирования мировоззрения от явных проявлений социального и иного неравенства.
Встречают по одёжке
Напомним, приказом Министерство образования и науки (МОН) РК от 13 января 2016 года, с нового учебного года в средних образовательных учреждениях введена единая школьная форма.
По мнению МОН РК, униформа поможет устранить проявления неравенства по социальным, имущественным и религиозным признакам. Также это будет способствовать повышению имиджа отечественных образовательных учреждений по примеру системы международного образования.
Стоит отметить, что ношение единой формы как в школах, так и в вузах, свойственно прежде всего для стран с высоким уровнем развития образования, демократии и рыночной экономикой. К примеру, в Великобритании, США, Канаде. В советское время это практиковалась в республиках Прибалтики.
Необходимо подчеркнуть, что в светском Казахстане не может быть каких-либо притеснений по социальным, имущественным, религиозным или по каким-либо иным признакам. В тоже время школьная форма не должна становиться яблоком раздора.
Как уже было сказано выше, каждая школа совместным обсуждением учителей, родителей и учеников имеет право выбрать свою форму, оставаясь в рамках общих требований.
В унификации школьной одежды есть масса положительных сторон. Прежде всего, единый стандарт на государственном уровне позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. А это здоровье учеников. Согласно требованиям МОН, ткани, из которых будет изготовлена школьная форма, должны иметь сертификат качества. В качестве материалов будут использованы улучшенные полушерстяные и хлопковые ткани, имеющие высокую износостойкость, обладающие антибактериальными, антимикробными и антистатическими свойствами.
При этом, фасон, цвет школьной формы выдерживаются в классическом стиле, в единой цветовой гамме, с допущением смешения не более трех цветов. Цвет школьной формы выбирается из спокойных и не вызывающе ярких тонов.
Вещь в себе
Не менее важным является и то обстоятельство, что в школьной форме ученики будут находиться в равных социальных условиях, это положительно скажется на психологическом здоровье детей - они не будут ощущать незаслуженного превосходства или ущемленность из-за разницы в одежде.
Стоит также отметить, что школьная форма вводится с учетом возрастных особенностей обучающихся. Она подразделяется на повседневную, парадную и спортивную.
И принципиальный момент - не допускается включение в школьную форму элементов одежды религиозной принадлежности, поскольку это противоречит принципам светскости образования.
Исследователи установили, что соответствующий задачам образования внешний вид дисциплинирует и нацеливает школьников на учебу. Официальный стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, которая позволит избежать ярмарки тщеславия в нарядах.
Учеными доказано, что школьная форма, как и любая другая униформа, приводит к сплоченности, выработке чувства коллективизма, и наличия общих целей. Форменная одежда даст ребенку возможность ощутить свою причастность именно к своей школе, своему коллективу, развивать командный дух.
Униформа значительно снизит визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка. Это поможет заложить основы нравственности и толерантности со школьной скамьи.
К тому же, в условиях современного кризисного периода нужно учесть, что производство формы можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены. Это особенно важно для многодетных семей.
Резюмируя, можно сказать, что введение единой школьной формы бесспорно положительный шаг, который позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и будет работать на сохранение здоровья детей, укрепление дисциплины, понимание истинных ценностей, воспитание патриотизма.
Мариям Маркова