Казахстан сможет выполнить 22 рекомендации ООН по гендерному равноправию
Представляя проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам семейной и гендерной политики», Г. Абдыкаликова отметила, что Казахстан присоединился к ряду международных конвенций в этой сфере. Таким образом, государство добровольно приняло обязательства соблюдать права женщин, мужчин и детей, закрепленные в этих международных договорах.
«С целью оценки ситуации каждые четыре года страна представляет национальные доклады о выполнении принятых обязательств. К сожалению, отдельные замечания и рекомендации Совета ООН по правам человека и комитетов против дискриминации в отношении женщин, по правам ребенка, против пыток остаются неисполненными. Буквально, за последние два года названными органами ООН даны 55 рекомендаций, нацеленных на совершенствование законодательства и практики. Разработанный и представленный сегодня вашему вниманию законопроект позволит выполнить 22 из 55 полученных рекомендаций», – сказала Г. Абдыкаликова.
Далее депутат разъяснила, какие вопросы должно решить принятие предлагаемых законодательных поправок. Во-первых, предлагается предусмотреть ответственность работодателей за сокрытие фактов дискриминации в процессе трудовой деятельности и вводятся понятия «косвенной», «прямой» дискриминации, «сексуальных домогательств» на рабочем месте, «экспертизы равноправия», «дискриминационные условия труда по признаку пола».
Во-вторых, в целях устранения разрывов в положении мужчин и женщин в экономике и в сфере семейно-бытовых отношений вводится механизм квотирования на рынке труда и гарантий равноправного участия и выполнения обязательств в семье. К примеру, вводятся понятия «отраслевая квота равноправия», «квота равноправия при приеме на профессиональное обучение», «неоплачиваемый домашний труд».
В-третьих, в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предлагается обеспечить в полной мере защиту прав пострадавших лиц по признанным решениям договорных органов ООН по индивидуальным жалобам, в частности, это касается компенсационных мер.
Выступивший с содокладом вице-министр информации и общественного развития РК Габидулла Оспанкулов сообщил, что, в целом проект закона поддерживается. Но по ряду позиций имеются замечания, которые будут отражены в проекте заключения Правительства.
В частности, Г. Оспанкулов отметил, что депутаты предлагают Закон «Об образовании» дополнить новым понятием «квота равноправия при приеме на профессиональное обучение». Эта поправка не поддерживается, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Конституции РК каждый гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в высшем учебном заведении. По данной норме каждый гражданин, независимо от пола может принять участие в конкурсе на равных правах. Также парламентарии предлагают наделить Правительство компетенцией по содействию обеспечения равного доступа мужчин и женщин к руководству и управлению в квазигосударственном секторе. Эти поправки нужно привести в соответствие с Указом Президента РК «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» от 25 августа 2014 года.
Кроме того, необходимо учесть принцип меритократии в государственной службе, согласно которому признание личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижение по государственной службе определяется в соответствии с его способностями и профессиональной подготовкой. Поэтому данная поправка также не поддерживается.
Кроме того, законопроектом предлагается Кодекс «О браке (супружестве) и семье» дополнить пунктом, согласно которому усыновление ребенка, в отношении которого отцовство установлено по заявлению матери, разрешается лишь с подтверждения биологического родства усыновляемого ребенка с отцом, давшим согласие супруге на усыновление, посредством генетической экспертизы. Как пояснил Г. Оспанкулов, возложение обязанности подтверждения биологического родства на отца, когда уже установлено отцовство является нецелесообразным и влечет дополнительные материальные расходы на семью – проведение экспертизы ДНК стоит 157 000 тенге, что не каждый в состоянии оплатить.
Г. Оспанкулов озвучил еще ряд замечаний по законопроекту и предложил с учетом предложений членов МВК внести их на рассмотрение Правительства.
Напомним, в 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (КЛДЖ), в 1994 году ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, а в 2012 году Конвенцию Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (Конвенция 156).