Казахстан на посту председателя ОБСЕ актуализировал сбалансированную работу по всем трем измерениям

АСТАНА. 6 сентября. КАЗИНФОРМ - Близится к завершению председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - одной из самых представительных международных организаций. Об активности казахстанского председательства свидетельствуют и проведенная работа, и намеченные планы по актуализации роли европейской структуры безопасности в глобальных взаимоотношениях.
None
None

Оценить значение участия Казахстана в работе ОБСЕ в настоящее время представляется достаточно сложным делом. История даст исчерпывающий ответ на данный вопрос - в будущем. Но уже сейчас можно с уверенностью констатировать, что казахстанское председательство переломило тенденцию критического отношения в мире к самой Организации.

Не секрет, что по поводу эффективности ОБСЕ в разные периоды существовали различные мнения, а в последнее время в ее адрес было высказано множество острых замечаний. Подобный скепсис был обусловлен рядом факторов, среди которых необходимо отметить складывающееся неоднозначное положение государств-членов ОБСЕ в процессе геополитической трансформации современного мира.

Надо признать, что кризисные моменты все еще остаются нерешенными в данной структуре - они накапливались годами, возникали на местах, где проходят разломы геополитических интересов мировых субъектов международной политики, и для их решения требуется немалое время. Основными проблемами безопасности на пространстве ОБСЕ стали: тупиковая ситуация вокруг контроля над вооружением между ее членами; превалирование гуманитарного направления в деятельности Организации; наличие долгосрочных «замороженных» конфликтов в зоне ее ответственности. Все это ведет к эрозии международной стабильности и, одновременно с этим, в условиях развития глобальных отношений все чаще стали проявляться новые угрозы и вызовы.

Изначально, при формировании Совещания безопасности и сотрудничества в Европе (с 1992 года - Организации СБСЕ/ОБСЕ), главной задачей политиков и мирового сообщества стало обуздание нового витка вооруженной активности, ареной для которой стал европейский континент. После двух мировых войн европейская общественность более не желала вновь ввергнуться в пучину опустошительных конфликтов, тем более, что появление на вооружении ряда государств ядерного оружия делало военные споры бесперспективными. Тем не менее, США и СССР в послевоенное время вели между собой «холодную войну», стали инициаторами создания крупных военных блоков и положили начало гонке вооружений. За три десятилетия после мировой войны государства Европы по обе стороны железного занавеса оказались напичканы агрессивно настроенными друг против друга военным базами НАТО и Организации Варшавского договора.

В этих непростых условиях СБСЕ было организовано для выработки мер снижения военного противостояния и укреплению безопасности в Европе. Поэтапно принимались основополагающие документы, направляющие общеевропейский процесс в мирное русло. Большим достижением Совещания стало заключение в 1990 году между главами государств и правительств стран-членов СБСЕ Парижской хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также одобрение Венского документа по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.

Казалось бы, что стороны добились компромисса, рост и распространение оружия взяты под контроль, но вдруг резко изменилась вся геополитическая конфигурация на большей части Европейского субконтинента: падение Берлинской стены, роспуск организаций стран социалистического лагеря, распад Советского союза и образование новых независимых государств. С целью адаптации документов Организации к новым реалиям в процессе встреч политиков и дипломатов были приняты новые соглашения, в которых отразились положения с учетом глобальных изменений. Эти договора были закреплены на ноябрьском Стамбульском саммите ОБСЕ 1999 года, где руководители пятидесяти шести государств подписали Хартию европейской безопасности, новое соглашение Договора об обычных вооруженных силах в Европе, а также приняли итоговою Политическую декларацию и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основы для дальнейшей работы.

С тех пор прошло одиннадцать лет. За это время в военной сфере между странами-членами ОБСЕ появились сильные разногласия и стороны стали предъявлять друг другу резкие претензии. Россия ссылалась на расширение НАТО в Восточную Европу, вмешательство США в европейские дела с ее планами размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии, радиолокационных станций в странах Прибалтики. Западные страны указывали на нарушение Россией договоренностей по ограничению тяжелого вооружения во фланговых зонах, в частности на сверхлимитное количество тяжелой военной техники на Северном Кавказе, присутствие российских миротворцев в Грузии - вплоть до декабря 2008 года, - и в Приднестровье. Таким образом, новый подписанный в Стамбуле документ ДОВСЕ не был ратифицирован парламентами большинства стран-членов ОБСЕ, вслед за этим Россия в 2007 году решила в одностороннем порядке приостановить действие данного договора. По этим причинам, в военной сфере зоны ответственности Организации появилась напряженность, снизить уровень которой должен «процесс Корфу». Летом 2009 года при греческом председательстве на неформальном заседании министров иностранных дел стран-участников ОБСЕ, проходившем на острове Корфу, было предложено внимательно рассмотреть инициативу российского президента Д.Медведева о создании новой архитектуры европейской безопасности, высказанной им во время визита в Германию в 2008 году.

Казахстан, принявший эстафету председательства от Греции, считает данный процесс важным направлением обсуждения перспектив совместной работы по обеспечению широкого пояса безопасности от Ванкувера до Владивостока. Диалог в рамках «процесса Корфу» призван установить принципы и нормы в области политики безопасности и контроля над вооружениями, обязательства всех участников в урегулировании конфликтов, а также механизмы реагирования на такие угрозы, как терроризм, распространение оружия массового поражения и организованная преступность. Второй проблемой ОБСЕ, которая также вносит определенную напряженность во взаимоотношения членов Организации, является дисбаланс между ее основными направлениями. В последние годы в рамках деятельности ОБСЕ гуманитарная тематика, а точнее правозащитная миссия БДИПЧ стала главенствующей, тогда как работа других специализированных структур и институтов оставалась в тени.

Не умаляя важность демократизации и защиты прав и свобод человека, надо признать, что правозащитная риторика стала основным оружием в руках определенных политических кругов. Тем не менее, нельзя забывать того, что полноценное развитие индивидуума и общества происходит в условиях развитой экономики и социальной инфраструктуры, при благополучной экологии и, в конце концов, наличии эффективных государственных институтов, способных обеспечить безопасность своим гражданам.

В свое время основным инициатором разработки третьей гуманитарной корзины ОБСЕ являлось советское руководство. В 70-х годах прошлого века оно было уверено, что социалистический тип развития политической системы и плановое ведение экономики народного хозяйства может максимально обеспечить население всеми необходимыми для нее благами. На фоне хронической безработицы в странах капиталистического мира, постоянных массовых выступлений за свои права профсоюзных организаций, рабочих и студентов выдвинутые идеи защиты прав и свобод человека внешне выглядели выигрышными для государств восточного блока ОБСЕ. Однако западные страны постепенно стали перехватывать инициативу в этой сфере, выдвигая при этом вопрос диссидентского движения в СССР.

Таким образом, правозащитная тематика заметно политизировалось, и стала инструментом взаимного давления и компрометирования, тогда как сам принцип прав и свобод человека должен априори соблюдаться всеми государствами вне зависимости от идеологий и особенностей политических режимов. После ухода СССР с мировой арены США и страны Евросоюза продолжили активно и избирательно применять данную политику уже по отношению к СНГ. В этом контексте хотелось также отметить тот неверно выбранный тезис множества современных публикаций о том, что государства, не поднимающие в международных отношениях правозащитную проблему, имеют определенные преимущества перед Западом на пространстве Содружества. Сохранение фундаментальных общечеловеческих ценностей не терпит как двойных стандартов, так и ее замалчивания. В данном принципиальном вопросе не должно быть никаких элементов политического торга.

В этом отношении Казахстан на посту председателя ОБСЕ вновь актуализировал комплексность в подходах, что предполагает сбалансированную работу по всем трем измерениям. Определяя основные приоритеты деятельности на посту председателя, казахстанское руководство, в первую очередь, отметило важность сохранения основополагающих принципов и ценностей ОБСЕ. При этом, было подчеркнуто, что достижение цели гармоничного и стабильного развития возможно только при эффективном взаимодействии структур военно-политического измерения безопасности, реализации широких экономических программ по преодолению отсталости и бедности, действенных природоохранных мероприятий и полноценном гуманитарном развитии.

Решение проблем совместными усилиями становится, как никогда, необходимым. В условиях глубокой диспропорции в потреблении ресурсов между государствами, сохранения тенденций сырьевой направленности экономик слаборазвитых регионов и игнорирование социальной ответственности и экологических норм транснациональных корпораций, невозможны успешные решения политических кризисов в ряде конфликтных мест зоны ответственности ОБСЕ.

При сохранении данных обстоятельств, которые усугубляют бедность и низкий уровень жизни в ряде государств, новые угрозы стабильному развитию будут сотрясать и Запад, и Восток. Одним из краеугольных вопросов европейской структуры безопасности является решение «замороженных» конфликтов. Намерение оздоровить данную ситуацию активно обсуждалось при разработке приоритетов председательства Казахстана в ОБСЕ, когда нашей страной выдвигались предложения гармонизировать основные направления в деятельности Организации. С момента вступления на пост председателя были предприняты активные меры по содействию в урегулировании затяжных конфликтов на Южном Кавказе, Молдове и в Юго-Восточной Европе.

Сосредоточием множества современных проблем стала военно-политическая ситуация в Афганистане. Этот вопрос поднят Казахстаном в период своего председательства в ОБСЕ, как наиболее острый. И хотя Афганистан не входит в пространство Организации, безопасность всех без исключения стран зависит и от складывающегося положения на афганской территории. В настоящее время афганская территория стала основной базой для распространения наркобизнеса, транснациональной организованной преступности, международного терроризма и религиозного экстремизма.

Военное участие НАТО и международной коалиции в урегулировании афганского вопроса не приносит желаемых результатов, и в этой ситуации Казахстаном был инициирован новый подход к решению проблемы. Казахстанским председательством было высказано намерение активно использовать потенциал Организации, чтобы вернуть Афганистан к мирной жизни. Казахстанское правительство оказывает этой стране продовольственную помощь, а также содействие в восстановлении социальной инфраструктуры и автомобильных дорог. В ноябре 2009 года между Астаной и Кабулом было заключено межправительственное Соглашение, согласно которому с текущего года начала реализовываться программа по обучению афганских граждан в учебных заведениях Казахстана. В течение пяти лет в казахстанские вузы будет поступать по 200 граждан Афганистана. Обучение будет проводиться по специальностям в области здравоохранения, сельского хозяйства, обеспечения внутреннего правопорядка, в гуманитарной сфере, в области журналистики, обеспечения охраны государственной границы, а также по специальностям инженеров и педагогов. Практический пример Казахстана служит сигналом партнерам по структуре европейской безопасности об изменении приоритетов в урегулировании ситуации в Афганистане. Данная мера особо актуальна в связи с решением администрации Б.Обамы о скором выводе войск США из этой страны.

В условиях усиливающихся негативных факторов на пространстве ОБСЕ и возникновения новых угроз председательство Казахстана сыграло компромиссную роль. Своими энергичными действиями на посту председателя казахстанское руководство призвало мировое сообщество не терять накопленный политический ресурс ОБСЕ в деле предупреждения и разрешения конфликтов. Данной миссии необходимо постоянно придавать высокую актуальность, чтобы препятствовать бесконтрольному развитию дестабилизирующих факторов и деструктивных сил. 2010 год, когда мир стал полон множеством катастроф и кризисных явлений социального, техногенного и природного характера, подтверждает данное утверждение.

В очередной раз социально-политические потрясения в Кыргызстане приковали внимание мировой общественности. Новая волна насилия в соседнем государстве обнажила массу насущных проблем не только в Кыргызстане, но и в системе международной безопасности. Нарушение баланса интересов между различными родовыми группами, низкий уровень жизни населения, криминализация отношений в обществе и высокий процент теневой экономики стали причинами дестабилизации в Кыргызстане. Вновь остро стала тема межэтнических и межконфессиональных отношений и механизмов недопущения конфликтных ситуаций в данной сфере, предлагаемые Казахстаном в приоритетных задачах своего председательства в ОБСЕ.

Казахстанское правительство в этих условиях приняло безотлагательные меры по содействию разрешения политического, экономического и гуманитарного кризиса в Кыргызстане. Проблема стабильности соседней центральноазиатской республики в настоящее время еще остается актуальной, и ее можно решить только совместными усилиями.

Постоянный совет ОБСЕ в июне 2010 года принял решение о введении в Кыргызстан группы консультантов из числа опытных полицейских сотрудников. По прибытии в Кыргызстан консультативная группа в составе 52 экспертов из стран-участниц организации, не вмешиваясь во внутреннюю политику, может беспристрастно и объективно оценивать складывающуюся обстановку в стране. Этой миссии предстоит выполнение тяжелой задачи, так как внутри республики существуют деструктивные силы, которые станут всячески препятствовать ее деятельности и устраивать всевозможные провокации. Тем не менее, это практически единственный легитимный и мирный инструмент международного содействия в урегулировании внутренней конфликтогенной ситуации.

Еще одним подтверждением глобального значения председательства Казахстана в ОБСЕ служат те обстоятельства, которые сложились в процессе глобальных геополитических изменений и реформирования структуры европейской безопасности. ОБСЕ, сыгравшая, в свое время, роль примирительной диалоговой площадки для двух глобальных антагонистов, сегодня формально делится на два крупных направления: ее евро-атлантическую часть и евразийское пространство. Сбалансированный подход между группами стран, имеющие свои особенности ценностных представлений, является важной стороной развития ОБСЕ.

Эту проблему, рожденную в условиях конкурентной борьбы с «нулевым результатом» и определения новых разделительных линий, похоже, стали понимать во всех частях пространства ОБСЕ - от Северной Америки до Дальнего Востока. Даже самые влиятельные субъекты мировой политики осознают тот факт, что ни отлаженная социально-политическая система и экономическая модель, ни технологическое превосходство не могут сделать их неуязвимыми перед современными вызовами и угрозами безопасности. Для этого необходимы скоординированные действия в сохранении общей безопасности.

Роль Казахстана на посту лидера ОБСЕ для обеспечения новой динамики пришлась как можно ко времени, и с этим согласны все члены Организации. Наша страна при активном участии в международной политике и интеграции в глобальные экономические связи имеет дружеские и конструктивные партнерские отношения со всеми государствами. Эта особенность казахстанской внешней политики исключает ее ангажированность при выдвижении важных инициатив в вопросах современного мироустройства. Каждая из сторон заинтересована также в том, чтобы разбор важных и сложных международных проблем осуществлялся при независимом и серьезном посреднике, или честном брокере.

Эту функцию, с полной ответственностью, взял на себя Казахстан. Проявляя, с одной стороны, гибкость по отношению к позициям всех участников Организации, с другой - принципиальность в повышении качества совместных усилий в рамках структур международной безопасности, наша страна стремится дать импульс в создании единой архитектуры трансатлантической и евроазиатской безопасности.

Таким образом, ОБСЕ нуждается в своем обновлении и возврате к той динамике процесса и положениям, при которых были заложены основополагающие принципы данной структуры европейской безопасности. Это позволит ей стряхнуть с себя налет формальности, привлечь всех членов организации к решению неотложных дел, найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы на пространстве зоны ответственности ОБСЕ, адаптировать Организацию к сегодняшним реалиям.

Сейчас читают