Казахстан и развивающиеся страны в условиях мирового кризиса

АСТАНА. 3 июня. КАЗИНФОРМ/Алибек Осер/ - По оценке Всемирного банка настоящий мировой финансовый кризис является сильнейшим с момента Большой депрессии экономики США. Мир столкнулся со сложнейшей рецессией на кредитных
None
None
рынках. Мировая экономика буквально остановила свой рост уже во второй половине 2008 года. За один год рост мирового ВВП снизился до 2 % в сравнении со средним ростом в 5 % за 2003-2007 годы. После крупного снижения мирового экспорта в 1982 году, настоящий кризис стал очередным обвалом мировых торговых потоков, намеченных на 2009 год. ВВП богатых стран в 2009 году сократится на 3,8 % по сравнению с ростом в 0,9 % в 2008 году. Особенно тяжело переносят кризис развивающиеся страны. Хотя кризис и начался в развитых странах, он особенно сильно бьет по слабым рынкам бедных стран через торговые и финансовые потоки. К примеру, рост экономики в странах Северной Африки упадет с 5,5 % в 2008 году до 1,7 % в 2009-м. Казахстан считается страной с рыночной транзитной экономикой и относится к группе стран постсоветского пространства со средними доходами. В отличие от развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки с низкими показателями доходов населения и благосостояния в целом, Казахстан обладает более развитой социально-экономической инфраструктурой, мощным сырьевым потенциалом, а также высокообразованными человеческими ресурсами. Такая позиция выводит Казахстан на уровень выше развивающихся стран с аналогичным уровнем ВВП. В целом в ряде развивающихся стран наблюдается снижение фискальных показателей в связи с уменьшением внутренних государственных доходов, увеличением расходов на антикризисные социальные программы, а также ухудшением условий торговли для экспортеров ТНП. Хотя финансовые ресурсы для государственных заемщиков с начала 2009 года стали более доступными, условия инвестирования корпоративных секторов слаборазвитых стран остаются сложными. Потоки совокупных частных капиталов в развивающиеся экономики снизились с 7,3 % ВВП в 2007 году до 4,9 % в 2008-м, и прогнозируются в виде отрицательного сальдо в 2009 году. Меры по устранению бедности в мире также замедлились в результате продовольственного и финансового кризисов. По данным Всемирного банка в текущем году бедность в мире снизится, однако, еще около 55 млн. людей будут жить на менее чем 1,25 долларов в день, чем ожидалось в предкризисный период. Цель развития тысячелетия номер 1 по снижению бедности остается достижимой, но кризис создает новые предпосылки риска. Официальная поддержка населения бедных стран должна быть увеличена в связи с кризисом. Мир должен действовать решительно в вопросе поддержки стран с низкими доходами, которые не могут самостоятельно справиться с кризисом, возлагая бремя проблем на беднейшие слои населения. Данный факт обуславливает важность увеличения официального содействия. При этом экономические политики разных стран должны быть адаптированы к условиям развития каждой отдельно взятой страны. Лидеры стран также не должны откладывать на потом рассмотрение долгосрочных приоритетов развития. Неустойчивые субсидии должны быть ликвидированы, а схемы по социальной защите населения перенастроены. Правильно нацеленные, гибкие меры, такие как поддержка прямых доходов (включая условные наличные трансферты, такие как мексиканский «Progresa/Oportunidades» и бразильский «Bolsa Escola»), а также программы по социальному обеспечению безработных (такие как, программы по предотвращению голода в Северной Африке) помогают людям при ограниченных государственных расходах. Комплексные действия должны быть также направлены на решение проблем в банковском секторе. Политика, направленная на усиление финансовой системы должна быть приспособлена к следующим 4 направлениям: поддержка частных институтов, укрепление планирования в непредвиденных обстоятельствах и кризисный менеджмент, смягчение рисков при международных операциях и равномерном распределении, ориентирование макроэкономического регулирования на финансовый мониторинг. Как и в других странах, особо пострадавшими секторами экономики Казахстана в результате финансового кризиса являются строительство и рынок первичной недвижимости. В этой связи роль банковского сектора в условиях кризиса имеет первостепенное значение, в том числе для строительной индустрии. Для преодоления недоверия потенциальных покупателей первичной недвижимости к застройщикам и активизации рынка недвижимости можно применить инструмент «депозитного» строительства. Покупатель строящегося жилья вносит деньги на депозит в банке второго уровня, в свою очередь банк финансирует строительство жилья. При этом покупатель недвижимости не только минимизирует свои риски (за исключением девальвации национальной валюты), но и получает депозитные проценты прибыли. Таким образом, макроэкономическая политика Казахстана должна быть направлена на повышение уверенности игроков финансового рынка, а также на блокирование спада в реальной экономике в соответствии с экономической спецификой страны. Страны с большим потенциалом могут иметь дополнительное пространство для маневров в монетарном и фискальном стимулировании экономики, в том числе и Казахстан. Так в этом году некоторые развивающиеся рынки стран предприняли шаги по стимулированию экономической активности посредством расширения монетарной и фискальной политики. Экономика Казахстана находится в более выгодном положении, нежели экономики бедных развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Казахстану необходимо форсировать развитие экспорта, провести трансформацию социальных программ поддержки населения, снижать влияние внешних корпоративных заимствований, повышать уверенность игроков финансового рынка, расширять монетарное и фискальное стимулирование экономики, направить усилия на решение социальных проблем и бороться с безработицей. Основными антикризисными мерами в соответствии с планом действий по стабилизации экономики должны стать: поддержка макроэкономической стабильности, стабилизация финансового сектора, активная индустриализация, решение проблем на рынке недвижимости, поддержка малого и среднего бизнеса, реализация программы 30 корпоративных лидеров, реализация инновационных проектов, развитие АПК, обеспечение занятости уязвимых слоев населения.
Сейчас читают