Какие основные нормы включены в новый Налоговый кодекс

 новый Налоговый кодекс
Фото: Midjourney

В Казахстане продолжается разработка проекта нового Налогового кодекса. Эта работа ведется совместно с экспертами Института парламентаризма, депутатами и представителями бизнеса. На сегодня рассмотрено около 700 предложений. Об этом корреспонденту агентства Kazinform рассказала начальник Центра финансового и корпоративного законодательства Института парламентаризма при УДП РК Маржан Жиенбаева.

Отметим, что реформирование налоговой системы проводится в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана». Как подчеркивают эксперты, новый Налоговый кодекс направлен на модернизацию бюджетной системы страны путем перехода от «управления бюджетом» к «управлению результатами».

- Предполагается, что положения в новом Налоговом кодексе будут направлены на облегчение как понимания, так и применения предпринимателями норм налогового законодательства. Основная цель - снижение административной нагрузки на предприятия, стимулирование инвестиций и инноваций, а также повышение прозрачности налогового администрирования, - рассказала Маржан Жиенбаева.

Первое направление – поддержка обрабатывающей промышленности

- Речь идет об освобождении иностранных и отечественных инвесторов от уплаты налогов и других обязательных платежей на первые три года. Как отметил Глава государства, это принципиальный момент, который должен придать серьезный импульс именно обрабатывающей индустрии, - пояснила эксперт.

Второе направление – бюджетная самостоятельность регионов

По словам спикера, право самостоятельного формирования бюджета позволит районным акимам существенно ускорить решение насущных проблем на местах.

- Решение о передаче в регионы части поступлений по корпоративному подоходному налогу и иным видам платежей дало положительные результаты. В 2022 году рост доходов регионов превысил 30%. Следующим этапом реформы будет распространение этой нормы на другие налоги, включая НДС. Основная задача – передать на второй уровень бюджета дополнительно не менее двух триллионов тенге. По итогам поэтапной фискальной децентрализации доля трансфертов из республики в структуре доходов местного бюджета должна снизиться в среднем до 25% (сейчас – около 50%), - отметила Маржан Жиенбаева.

Третье направление - дифференциация налоговых ставок и упорядочение налоговых льгот

Глава Центра финансового и корпоративного законодательства Института парламентаризма при УДП РК объяснила, что сегодня от предпринимателей поступают много жалоб на сложную процедуру возврата НДС, а это, в свою очередь сказывается на ухудшении инвестиционного климата в стране. Поэтому предполагается разделение налоговых ставок, они будут зависеть от соразмерности и сложности производства в разных секторах экономики.

- Также требуется упорядочить налоговые льготы. Они должны стать прямым инструментом экономического стимулирования. Ведь недополученные налоги – это непостроенные больницы, дороги и школы. Следует критически проанализировать и сократить объем налоговых льгот минимум на 20%. Оставшиеся преференции должны предоставляться по четким правилам, без привязки к отдельным проектам и персонам. Что касается налогового администрирования, то следует обеспечить переход на сервисную модель взаимодействия между фискальными органами и налогоплательщиками. Цель – не наказать, а предупредить, - пояснила эксперт.

Четвертое направление - цифровизация налогового контроля

По словам спикера, необходимо провести полную цифровизацию налогового контроля и на 30% сократить формы налоговой отчетности.

- Можно и нужно, как минимум, на 20% уменьшить общее количество видов налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. Там, где нет значимой фискальной отдачи, следует исключить их полностью, остальные можно объединить, - сказала Маржан Жиенбаева.

Пятое направление - ускорение прогрессивного налогообложения. Речь идет о внедрении розничного налога.

- Учитывая положительный опыт, Правительство расширит сферу его охвата в два раза. В рамках перезагрузки налоговой политики от Правительства и Парламента потребуются смелые и выверенные решения, - добавила Маржан Жиенбаева.

Сейчас читают