Как в Казахстане обучают детей с особыми образовательными потребностями
В рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» открыт кабинет в школе-лицее №85.
«На практике именно права этой категории детей нарушаются, не все школы готовы их принять. В 2015 году мы начинали с 71 школы, сегодня уже 20 таких школ по всему Казахстану. В этом году мы вышли в 9 регионов. Когда мы начинали, у нас были совершенно сложные дети, которые не были приспособлены. За них мы очень сильно переживали. Буквально через 3 месяца дети демонстрируют динамику. В Астане это пятый по счёту кабинет, всего у нас в проекте 20 таких школ», - сказала на презентации директор благотворительного фонда «Болашак» Динара Чайжунусова.
Она рассказала, в чем заключается особенность данного проекта.
«Его уникальность заключается в том, что такие кабинеты поддержки инклюзии могут называться по-разному, это могут быть ресурсные центры. Они могут доукомплектовываться различными специалистами. Для детей с нарушением слуха могут подключаться специалисты по жестовому языку. Глобальная цель - это инклюзия детей с аутизмом. Основная цель, которую мы здесь преследуем, помочь детям стать частью полноценного общества. Несмотря на то, что мы прекрасно понимаем, что аутизм в Казахстане относится к спектру психических и ментальных нарушений, самое главное - здесь у каждого ребёнка имеется индивидуальное сопровождение. Каждый такой тьютор всё время находится с ребёнком», - добавила она.
При этом, Д. Чайжунусова подчеркнула, что проект охватывает детей с самыми разными нарушениями развития - синдром Дауна, аутизм, алалия и другие.
По словам куратора Елены, в кабинете обучаются 10 детей.
«Практически все дети имеют диагноз расстройство аутистического спектра (РАС). Все они попали к нам после заключения ПМПК. У них в заключении написано «обучение в общеобразовательной школе по индивидуальным программам», - сказала она.
Преподаватель пояснила, что кабинет поддержки инклюзии (КПИ) включает четыре зоны: зона общих уроков, которая полностью переносит обстановку регулярного класса, где возникают особые сложности у наших детей; зона индивидуальных занятий, так как у детей снижено время концентрации на уроке, снижено время усидчивости; зона сенсорной разгрузки, где присутствуют маты, мячи, фитболы, утяжеляющие одеяла; зона учителя - в каждом КПИ присутствует учитель - в отличие от регулярного класса, его работа основана на обучении малого количества детей.