Как попасть в «дорожную карту» - рекомендации потенциальным участникам программы «Дорожная карта бизнеса-2020»

АЛМАТЫ. 9 сентября. КАЗИНФОРМ - Анализ текущей ситуации, касающийся рассмотрения проектов предпринимателей, подавших заявку для участия в программе «Дорожная карта бизнеса-2020», показывает, что затягивание решений по одобрению предложенных проектов либо отказ в субсидировании вызван подачей недоработанных документов или их неправильным оформлением. В связи с этим Фонд развития предпринимательства «Даму» подготовил ряд рекомендаций для потенциальных участников программы «Дорожная карта бизнеса-2020».
None
None

В годы экономического подъема многие компании брали большие кредиты на развитие производства, рассчитывая на рост выручки. Но во время кризиса выручка предприятий снизилась, и сегодня многие из них испытывают затруднения со своевременным погашением своих обязательств перед банком. Компаниям, которые имеют ясные перспективы развития, государство намерено помочь, взяв на себя выплату части ставки вознаграждения по кредиту, отмечают эксперты фонда «Даму».

Цель - помочь предпринимателям в подготовке Плана оздоровления предприятий. Рекомендации по содержанию и структурированию текста документа разработаны на основе опыта работы кредитных комитетов банков. Данные рекомендации дополняют требования к содержанию Плана оздоровления, установленные действующими нормативными актами.

Так, подавая заявление на оздоровление, прежде всего, надо помнить, что субсидии предоставляются государством и на безвозвратной основе. При этом данные средства могли быть направлены на другие цели. Например, на строительство новых и модернизацию существующих детских садов, школ, больниц. Поэтому, предоставляя субсидии, государство рассчитывает на адекватную отдачу - организацию производства продукции высокого передела с высокой добавленной стоимостью, повышение качества и конкурентоспособности продукции, повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятия, создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений в бюджет. Выделение субсидирования предполагает ответственность за результаты его использования.

Средства, выделяемые на субсидирование, ограничены и не смогут удовлетворить все заявки. Поэтому вопрос о субсидировании предприятия рассматривается уполномоченными органами на конкурсной основе. При этом предпочтение будет отдано предприятиям и проектам с понятными перспективами, с высокой экономической и социальной отдачей.

В течение срока субсидирования (на полугодовой или иной регулярной основе) Фонд «Даму», как финансовый агент программы, будет осуществлять мониторинг предприятия и проекта. Наряду с другими аспектами будет проверено, насколько фактические показатели предприятия соответствуют прогнозным, как субсидирование решает указанные в Плане оздоровления проблемы предприятия, насколько велика реальная экономическая и социальная отдача предприятия (проекта). По результатам мониторинга будет принято решение о целесообразности продолжения субсидирования либо о его прекращении. Поэтому не стоит относиться к Плану оздоровления как к формальному документу или как к рекламному проспекту для получения субсидий.
Качество подготовки Плана оздоровления является хорошим индикатором профессионализма руководства предприятия. Слабо проработанный, как и небрежно оформленный План оздоровления, в котором не прослеживается внутренняя логика, недостаточно проработан анализ предприятия или проекта, отсутствует убедительная аргументация запрашиваемых мер поддержки, скорее всего, будет направлен на доработку или отклонен.

Цель Плана оздоровления - предоставление банку-кредитору, уполномоченным организациям и госорганам достаточной информации, позволяющей сделать принципиальный вывод об эффективности планируемых мероприятий по оздоровлению и целесообразности предоставления предприятию субсидий и иных мер государственной поддержки. Поэтому необходим выбор оптимального объема и содержания Плана оздоровления, соответствующего данной цели. Рекомендуемый объем - 5-7 страниц основного текста плюс приложения.

Документ должен иметь продуманную и логичную структуру, четкие цели и причины обращения за субсидированием, запрашиваемых у банка и государства мер поддержки, эффективность планируемых мероприятий по оздоровлению и перспективы дальнейшего развития. Необходим грамотный анализ состояния предприятия (проекта), включая его финансовое положение, способность производить и реализовать конкурентоспособную продукцию и исполнять принятые на себя обязательства, а также текущей ситуации и тенденции в отрасли и профильных сегментах рынка, информация о ближайших конкурентах, ключевых клиентах и поставщиках. Документ должен содержать достаточно информации для принятия решения уполномоченными лицами. В то же время следует избегать включения в него избыточной информации, не облегчающей принятие решения.

В состав Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики РК входят представители различных министерств и ведомств. Они могут не располагать достаточным временем для детального изучения специфики непрофильных для них отраслей. Поэтому подача информации должна быть четкой, логичной и последовательной. Изложение текста должно быть профессионально компетентным, но при этом лаконичным и максимально доступным для его понимания читателями, не являющимися отраслевыми специалистами. Рекомендуется использование графиков, схем, диаграмм и рисунков, если они облегчают восприятие и понимание документа.

Эксперты фонда «Даму» также советуют не пытаться скрыть или исказить имеющиеся проблемы и их истинные причины. Это производит негативное впечатление. Если предприятие имеет принадлежность к холдингам и группам, надо отметить это, как и материнскую и связанные компании. Необходимо указать владельцев бизнеса, насколько они вовлечены в процесс управления и принятия решений, участвует ли предприятие и/или его владельцы в реализации проекта собственными средствами, и в каком объеме. Если нет, то почему.
Описывая рыночную ситуацию, нужно привести рыночные возможности и показатели деятельности сравнимых предприятий (прямых и непрямых конкурентов), работающих в тех же сегментах рынка, с указанием источника информации. При этом не забывая о конкурентных преимуществах своего предприятия.

Необходимо предоставить достаточное количество информации для понимания экономики предприятия и проекта, раскрыть более детально статьи доходов и расходов, дать расшифровки к основным статьям баланса при необходимости. Нужны данные по сезонности продаж, себестоимости, точке безубыточности. Большую роль играет анализ потребности в собственном оборотном капитале, как эта потребность удовлетворяется, а также информация по осуществленным и планируемым инвестициям. Стоит указать, из каких источников финансировались капитальные затраты и будут ли необходимы дополнительные средства. Если у предприятия есть интернет-сайт - указать его адрес в разделе общей информации о компании.

Предоставляемые прогнозные данные должны быть четко обоснованы, с указанием объемов в натуральном выражении и цен реализации. Планируемый «стремительный рост» бизнеса сразу после получения субсидий является негативным сигналом. Небольшие и плавные темпы прироста (5-15%) более реалистичны. Если, тем не менее, предполагается значительное увеличение продаж, то должны быть веские, документально подтвержденные аргументы, объясняющие такой прогноз.
Планируемые организационные и иные изменения на предприятии в целях его оздоровления должны иметь экономический смысл, а запрашиваемые меры поддержки - отвечать реальным потребностям предприятия. Покажите на конкретных цифрах, как снижение процентной ставки повлияет на экономику предприятия, постройте сравнительную диаграмму при необходимости.
Особое внимание требует оформление документа. Желательно, чтобы по всему тексту Плана оздоровления был единый размер и шрифт, проставлена нумерация страниц, указаны ссылки в нужных местах на приложения и источники информации. Таблицы не должны быть размещены с переносом на следующую страницу. Схемы, графики, таблицы и другие материалы, занимающие значительную площадь страницы, стоит вынести в Приложения.
Прежде, чем посылать заявку, надо поставить себя на место читателя, который ничего не знает ни о вашем предприятии, ни об отрасли, в которой оно работает, и перечитать документ. Не лишне дать прочитать его своим коллегам и доработать документ при необходимости.

Рекомендации разработаны на основе опыта работы кредитных комитетов банков. Со всей необходимой информацией, касающейся реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020» можно ознакомиться на сайте www.dkb.damu.kz .

Сейчас читают