Как помочь ребенку с домашним заданием - психолог.

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Какой должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной? Алматинский психолог Наталья Санарова в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказала, как помочь ребенку научиться справляться с домашним заданием самостоятельно.

- Наталья, расскажите, правильно ли делать домашнее задание за ребенка?

-Ребенку можно помогать, если ему необходима помощь в том или ином вопросе по заданной теме в школе. Нужно помочь разобраться в этом, помочь ему понять. Это можно делать и нужно делать. А делать за ребенка всю домашнюю работу никак нельзя. Потому что, школа приучает ребенка к самостоятельности, то есть от того, как он пройдет эту школу, зависит его самостоятельность и ответственность во взрослой жизни. Надо понимать, что если вы делаете за ребенка уроки, вы закладываете в его голову такую программу как «За тебя все решим». Если поставить себя на место ребенка, мы все дети своих родителей. Что нам нужно от родителей? Нам нужна их поддержка и любовь. Нам нужна вера в нас. Вот это нужно давать своим детям. Доверительные отношения с ребенком. Это не то, что мы садимся и делаем за ребенка домашнее задание. Надо смотреть правде в глаза. Когда родитель начинает вместе с ребенком делать уроки, в большинстве случаев это заканчивается спором или упреками. Родитель начинает нервничать. Мы не профессиональные педагоги. У нас не всегда получается правильным образом объяснить задачу или помочь им это решить.

- Какова роль школы в формировании самостоятельности у ребенка?

- Школа- это институт, который готовит наших детей к большой взрослой жизни. И как дети пройдут эту школу, зависит их будущее. Это не только оценки, и дело не в пятерках. Дело в том, насколько в тот или иной момент правильно ребенок может справиться. Есть моменты, которые мы не можем оценить только оценками. Ребенок должен научиться выполнить домашнее задание, и он должен понимать, что за выполненное задание бывают разные оценки. Это зависит от того, как он подготовился. И в жизни будет то же самое, насколько он может быть собранным. Он должен уметь прожить то, что не сделал домашнее задание, а за это ему поставили двойку или отругали. Когда он будет взрослым человеком, к примеру, ему предстоит выступить перед огромной аудиторией и от его речи многое зависит. А он не готовится, и это уже показывает его безответственность. Задача родителя - объяснить ребенку, что дает ему школа. Не надо делать все за него, а нужно мотивировать его. Помочь раскрыться. Бывают и такие дети, которые могут отставать интеллектуально, но в чем-то быть успешнее, например в творчестве.

- Чем можно объяснить чрезмерное переживание родителей за оценки своих детей?

-Родители зачастую переживают из-за того, что дети не оправдывают их надежды. Может быть, когда-то они сами хотели чего-то достичь и то, что им не дали или чего они не достигли, все это они пытаются реализовать через своих детей. По сути, эти оценки нужны только родителям. Бывает, что сами дети волнуются, когда они видят, что кто-то учится лучше них. Они начинают это проживать. Тут надо, чтобы ребенок это прошел. В крайнем случае, необходимо обращаться к детскому психологу, чтобы помочь им пережить неуверенность в себе. Выравнять ситуацию. Но есть и исключение, почему ребенок должен волноваться, если родитель спокоен.

-Если ребенок не хочет делать уроки. Как справиться?

-Почему ребенок может не хотеть делать домашнее задание, и это не лень. Такого понятия как лень - нет. Есть понятие, что ему страшно. Он не понял что-то или, может быть, у него нет связи с учителем. Возможно, он испытывает какой-то дискомфорт при изучении этого предмета. Нужно сохранить баланс, когда родитель делает домашнее задание с ребенком. Ребенка нужно самого приучать к тому, что школа - это твоя ответственность. Нужно проговаривать, что школа - это его развитие, и он в данное время вкладывает свое будущее. Самое важное, чтобы ребенок проникся уважением к родителям, чтобы доверительные отношения между ними реально существовали. Во время учебы в школе ребенок меняется, у него происходит много кризисов. Здесь нужно поддержать его. Сейчас многое можно найти в интернете. Их нужно учить основным навыкам, которые помогут им в жизни.

null

- Чрезмерная опека - чем это может обернуться для ребенка?

Если ребенка чересчур опекать, то соответственно он станет человеком, который не может ничего за себя решить. Родительские страхи также он будет на себе нести. Родитель боится за ребенка, а ребенок будет бояться жить. При воспитании своих детей мы проходим несколько стадий. К примеру, он должен научиться завязать шнурок - вместе пытаемся это сделать, а потом только просим попробовать самому сделать это. И вы хвалите его за освоенное действие. Ребенку нужно давать зону ответственности.

- Что такое манипуляция взрослыми?

- Мы практически все манипуляторы. Например, элементарно, когда мы говорим «давай ты уберешь игрушки, а я тебе дам конфетку». Когда мы манипулируем ребенком, все манипуляции строятся на чувстве вины. Ребенок начинает испытывать это - чувство вины. Если ребенок говорить «У меня болит горло, поэтому сделай за меня домашнее задание» - это прямая манипуляция. Нужно переосмыслить свои действия при манипуляции детьми, они копируют действия своих родителей.

- Правильно ли наказывать ребенка за плохие оценки?

-Наказывать ребенка за плохие оценки не надо. Если ребенок вредничает и получает назло плохие оценки, тут нужно разбираться в родительских отношениях. Наказание - это не метод воспитания. Это нужно применять крайне редко. Наказание порождает недоверие, отсутствие любви между родителем и ребенком. И это в будущем ничем хорошим не обернется.

null

- До какого возраста надо помогать ребенку?

- Пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. Первое время вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Максимум к 5-6 классу вы можете контролировать выполнение домашнего задания. В этом возрасте дети уже приучаются нести ответственность. Родителю необходимо знать требования педагога, который учит ребенка.

- Несколько советов родителям по выполнению домашнего задания с ребенком

Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит его перегружать дополнительными заданиями.
Какую бы отметку ни получил ваш ребенок, поддержите его своей похвалой и одобрением
Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания.
Чтобы ребенок не боялся задач, просите его решать их в повседневных ситуациях.
В любом случае помните, что оценки в дневнике не всегда говорят о том, какой будет жизнь ребенка после школы.

- Благодарю за полезную беседу!

Сейчас читают