Как менялось оружие кочевников от саков до казахов

Художник и этнограф-оружиевед, член Союза художников и Академии художеств Казахстана, кандидат исторических наук Калиолла Ахметжан рассказал агентству Kazinform о традициях владения оружием у казахов, его символическом значении, центрах оружейного производства, а также о женщинах-воительницах, чья воинская доблесть уходит корнями в глубокую древность.

а
Фото: Калиолла Ахметжан

Калиолла Ахметжан отмечает, что у казахов существует словесная формула «ер қаруы — бес қару», что в переводе означает «пять родов оружия воина». Казахские батыры владели всеми пятью видами оружия, каждый из которых имел свое предназначение.

Первый вид — метательное оружие, которое поражает с дальней дистанции. К нему относились лук со стрелами, позже его заменило ружье.

а
Фото: Калиолла Ахметжан

Остальные четыре вида — это холодное оружие, применявшееся в ближнем бою:

  1. Режуще-колющее оружие.
  2. Рубящее оружие.
  3. Ударно оружие.
  4. Колющее оружие. 
а
Фото: Калиолла Ахметжан

Каждый вид оружия внутри себя подразделяется на различные виды. Например:

Режущее-колющее оружие подразделялась на саблю (қылыш), меч (семсер), шашку (сапы)

а
Фото: Калиолла Ахметжан

Колющее оружие — на копье (найза), пику (сүңгі), и метательное копье (жыда);

а
Фото: Калиолла Ахметжан

Ударное-дробящее оружие — на палицу (шоқпар), булаву (күрзі), пернат (бұздыған), кистень (босмойын шоқпар)

а
Фото: Калиолла Ахметжан

Рубящее оружие — на боевые топоры (балта), секиру (айбалта) и короткий топорик (балташық)

а
Фото: Калиолла Ахметжан

Все эти разновидности отличались формой, конструкцией, способом поражения и предназначением.

Батыры — профессиональные воины — обязательно должны были владеть каждым видом оружия и уметь применять их в бою. Поэтому казахские батыры были вооружены всеми «пятью родами оружия».

Постепенно, начиная с XV века, лук — главное метательное оружие кочевников — стал выходить из употребления, уступая место огнестрельному оружию.

а
Фото: Калиолла Ахметжан

История пяти родов оружия

В разные эпохи пять родов оружия различались своей формой и конструкцией. Если углубляться в историю, то в сакский период применялись короткие мечи — акинаки; позже появились длинные сакские мечи.

В тюркский период основным режуще-колющим оружием был меч, но постепенно меч начинает приобретать искривленный клинок: вначале появляется он в виде палаша, а потом превращается в саблю. С тех пор сабля стала основным режущим оружием кочевников.

Булавы и топоры тоже меняли свои формы в разные времена; сакские топоры имели свои особенности. В средневековый период у тюркских племен — кипчаков, кимаков и других — наблюдались общие черты в оружейных традициях, что объясняется их общим происхождением в едином тюркском пространстве, поэтому оружие где-то схожи, но тоже отличаются своей формой.

Некоторые боевые топоры имели на обухе выступ в виде молоточка, который применяли как дополнительное ударное оружие. Также отличались копья и пики, имели разные формы наконечников в зависимости от назначения и времени.

— Исторически эти пять видов оружия появились еще в середине I тысячелетия до нашей эры и продолжает сохраняться как основное воинское оружие до XIX века, но в разные периоды их формы и конструкции менялись, — отмечает Калиолла Ахметжан.

а
Фото: из личного архива Калиоллы Ахметжан

Для кочевника основным оружием было метательное оружие — лук и стрелы. Во всех письменных источниках кочевников описывают как метких лучников, метких стрелков: персидские правители посылали своих сыновей учиться стрельбе из лука у саков.

Средневековый арабский историк аль-Джахиз писал, что тюрки — самые лучшие стрелки в мире: «У них как будто четыре глаза — два спереди и два сзади и они умеют стрелять во все стороны. Пока араб выпустит одну стрелу, тюрк успевает выпустить четыре».

Казахи тоже славились меткостью. Лучших стрелков называли «мергенами». Во время сражения мергены выполняли особо ответственные задания — напоминавшие современную роль снайперов: они могли устранить вражеских военачальников или знатных батыров.

Во многих фольклорных произведениях упоминаются мергены — искусные стрелки. В казахских эпосах нередко описываются такие герои-батыры. Например, Батыр Еспембет, живший во времена казахско-джунгарских войн, прославился как великолепный стрелок.

По легенде, он сумел сбить стрелой платок калмыцкой девушки с вершины горы Окжетпес — то, чего никто другой не смог сделать. За свое благородство и воинскую доблесть его называли Адақ — благородный.

У Абылай хана в армии были особые отряды таких мергенов. Им поручали особые задания — ликвидацию самых опасных и знатных воинов противника.

Вторым самым распространенным оружием у казахов была сабля. Ею казахские воины владели с особым мастерством. Они также умело обращались с боевыми топорами. Европейские путешественники, побывавшие в Казахстане, отмечали, что казахи чрезвычайно ловко владеют топором, и когда у них в руках боевой топор, противостоять такому воину в ближнем бою было почти невозможно.

— Казахские воины хорошо владели всеми видами оружия. Благодаря их мастерству, храбрости и преданности родине им удалось сохранить огромную территорию. Мы, их потомки, по праву гордимся ими, — сказал этнограф-оружиевед.

Чем отличалось вооружение кочевников от оружия оседлых народов

Калиолла Ахметжан подчеркивает, что оружие и защитные доспехи кочевников отличались легкостью и подвижностью, ведь им приходилось сражаться на коне. В конном бою для всадника не должно быть тяжелым, поэтому все виды оружия и защитные снаряжения кочевников были легкие и удобные, что позволяло быстро наносить удары с коня.

Сабли и мечи кочевников не имеют такой огромные клинки, как у оседлых народов. Защитные доспехи тоже легкие, очень подвижные.

Особенно популярными были кольчуги и пластинчатые доспехи, в которых металлические пластины перекрывали друг друга. Такая конструкция обеспечивала прочность и в то же время свободу движений.

Если сравнить доспехи кочевников с защитными доспехами рыцарей, сразу заметно различие: доспехи кочевников были гораздо легче, подвижнее, но при этом не уступали в защитных свойствах.

Щиты кочевников также отличались компактностью, они были небольшими — обычно круглой или прямоугольной формы, диаметром около 60–70 см. Их использовали не для прямого принятия удара, как у оседлых народов, а для парирования — отклонения удар оружия противника. В то время как щиты оседлых народов были большими, деревянными и тяжелыми, они предназначались для прямого принятия удара. Чтобы выдержать сильный удар, их делали особенно прочными, но из-за этого они становились тяжелыми и малоподвижными, — объясняет Калиолла Ахметжан.

Кольчуга же появилась именно в кочевнической среде, напоминала рубашку из металлических колец. В ней можно было свободно двигаться во все стороны — она не сковывала движения рук и корпуса, но при этом надежно защищала от ударов оружия. Боевые наголовья — шлемы и мисюрки — также служили прочной защитой.

В Средневековье конечности воина защищались специальными снаряжениями: налокотники, наколенники, а также наголенниками, которые надевали на голени. Они были легкими, подвижными, не ограничивали движения рук и ног, но обеспечивали хорошую защиту.

Главное отличие вооружения кочевников заключалось в его легкости, маневренности и удобстве, что делало его идеально приспособленным для конного боя.

о
Фото: Kazinform

Использовали ли казахи огнестрельное оружие

Огнестрельное оружие, согласно письменным и устным источникам, появилось у казахов в XV веке — в конце эпохи Золотой Орды, в период формирования Казахского ханства. Уже тогда отдельные воины начали применять его в сражениях, а позже огнестрельное оружие стало широко распространено среди казахских батыров.

— Одним из известных примеров его применения стало Орбулакское сражение, когда султан Жангир, чтобы сдержать наступление калмыцко-джунгарской армии до прибытия подкреплений, собрал в ущелье отряд из 600 воинов, вооружннных огнестрельным оружием и сумели их остановить, — рассказывает этнограф-оружиевед.

Несмотря на то, что это был наспех собранный отряд, воины смогли удержать позиции и остановить врага. Это событие относится к XVII веку, когда у джунгар еще не было огнестрельного оружия, тогда как казахи уже активно применяли его в боевых условиях.

Позднее, в XVIII веке, в русских архивных документах также упоминается, что казахи широко использовали ружья. Так, например, в донесениях Сенату Оренбургского губернатора И. И. Неплюева и генерал майора Штокмана в 1744 году, а также генерал-майора А.Тевкелева и коллежского советника П.Рычкова в 1759 году говорится, что у казахов Среднего и Младшего жузов при необходимости могло собраться от 30 до 60 тысяч воинов, вооруженных огнестрельным оружием — что по тем временам считалось значительной силой.

Казахские воины использовали несколько видов огнестрельного оружия. Первым было фитильное ружье — выстрел производился с помощью зажженного фитиля, который поджигал заряд в стволе. Позднее, примерно к концу XVIII века, стали применять кремневое ружье, где для воспламенения использовался удар кремня о сталь. А в конце XIX века распространилось более современное капсульное ружье.

Кроме того, знатные казахи в XIX веке уже пользовались пистолетами и укороченными ружьями, предназначенными для всадников. Таким образом, казахские воины постепенно осваивали различные виды огнестрельного оружия, приспосабливая их под особенности конного боя.

а
Фото: Калиолла Ахметжан

Были ли у казахов центры производства оружия

У кочевников обычно во дворце правителя была оружейная мастерская. Называлась она кархана. «Кар» — с персидского означает «оружие», а в Золотой орде его называли жебехана.

Такая кархана, по описаниям русских офицеров Долгова и Герна, была и у Кенесары. Там кузнецы — казахи и несколько башкир — изготавливали ружья, сабли и другое оружие.

Изготовлением оружия у казахов занимались кузнецы. Об этом писали и русские авторы: казахские кузнецы и ювелиры делали не только украшения для женщин, но и топоры, сабли, копья и другое оружие.

— Конечно, часть оружия покупалась у других народов, в мировых центрах, где выпускали качественные изделия. Кроме того, оружие доставалось и как военный трофей во время сражений. Как и оружейники других народов, казахи часто покупали, например, иранские клинки, а остальное — рукоять, ножны и украшения изготавливали сами. Иногда покупали только стволы ружей, а остальные детали делали самостоятельно. Вот так обеспечивались оружием воины, — говорит Калиолла Ахметжан.

В письменных источниках, например у Рузбехана, говорится, что в средневековый период при Бурундук-хане казахские мастера продолжали оружейные традиции Золотой Орды. Однако постоянные столкновения с шейбанидами, в частности с Шейбани-ханом, привели к разрушению этих мастерских.

Таким образом, оружие для воинов изготавливалось местными кузнецами, покупалось у других народов, получалось в подарок или собиралось из купленных частей.

Что символизировало оружие в казахской культуре

Оружие у кочевых народов всегда имело сакральное значение. Это предмет, который обеспечивал жизнеспособность племени рода в руках у воинов. Поэтому его сакрализировали, к нему относились с особым почтением, поклонялись и наделяли его защитной силой.

Например, Геродот писал, что скифы ставили мечи на курганах и приносили им жертвы. Так же поступали и саки — они считали оружие священным предметом, способным изгонять злых духов и защищать человека от темных сил. У казахов существовал обычай: если ребенок болел, у изголовья ставили саблю или клали нож под подушку, считая, что они будут защищать его от злых духов.

— Оружие также имело социальное значение — оно использовалось при заключении договоров или каких-то межгосударственных отношений, входило в дипломатический дар.Качество и уровень изготовления оружия символизировали уровень отношений между сторонами, — говорит этнограф-оружиевед.

Кроме того, оружие служило воинской наградой за подвиги и знаком власти. При получении какой-то воинской должности военачальнику вручались определенные виды оружия. Например, главнокомандующему или командующему войск вручали саблю или булаву как символ их должности.

При вознесении ханов на трон более раннем периоде их опоясывали мечом, позже саблями, что символизировало его военную функцию, функцию защиты страны и сохранения порядка внутри общества. Эту традицию позднее переняла и российская администрация, когда казахи вошли в состав Российской империи.

д
Фото: Kazinform

При утверждении казахских ханов от имени императора царская администрация надевала им особый шапан, шапку и обязательно опоясывали саблей — символом ханского достоинства.

Оружие использовалось и в различных обрядах. Например, им гадали — по стрелам определяли, будет ли задуманное дело удачным. На оружии приносили клятвы: подозреваемый в каком-то преступлении, чтобы оправдать себя, должен был поклясться поцеловав ствол ружья, считая, что ложь приведет к смерти от оружия.

При обряде побратимства участники резали пальцы, капали кровь в чашу, смешивали ее клинковым оружием — саблей, мечом или ножом — и выпивали, веря, что нарушивший клятву будет наказан самим оружием.

Таким образом, оружие у кочевых народов выполняло множество функций — не только боевую. Оружие применялись в магических обрядах, социальных ритуалах, гаданиях, принесении клятв, предсказании, символизировало власть и статус, служило наградой и даже использовалось при выплате повинностей.

Победителю в борьбе, например, вручали девять призов, первым из которых нередко было оружие — сабля или ружье. При выплате выкупа за кровь (құн) также приносили девять предметов, и оружие открывало этот список. Таким образом, оружие имело важное значение не только в сражениях, но и в общественной и ритуальной жизни.

О женщинах-воительницах

У кочевников женщины тоже участвовали в военных действиях, были воинами и владели оружием. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные и устные источники.

— Еще в сакский период известна история царицы Томирис — полководца, победившей персидского царя Кира. В эпосах кочевых народов также нередко встречаются образы женщин-воинов. Например, в каракалпакском эпосе «Қырық қыз» рассказывается о сорока воительницах; в киргизском эпосе о Манасе тоже описываются девушка Сайкал, победившая героя в ритуальном поединке, — отметил Калиолла Ахметжан.

В казахских преданиях и эпосах также есть подобные образы. В эпосе «Кобыланды батыр» рассказывается о девушке воине Карлыга, которая полюбила Кобыланды батыра.

В одном из героических дастанов повествует о дочери Казтуган батыра, которая решила отомстить за погибшего отца, у которого не было сыновей. Перед походом мать согласилась благословить дочь только при условии, что та докажет свое мастерство: мать бросила вверх пять овечьих катышков, и девушка на скаку, не дав им упасть, успела уколоть их копьем.

Этот эпизод показывает, что в роду батыров обучались владению оружием не только сыновья, но и дочери.

а
Фото: Калиолла Ахметжан

— Этот случай показывает, что подобный способ тренировки владения копьем, вероятно, был довольно распространен. Мать и дочь, обе происходившие из рода батыров, хорошо знали и владели этим приемом, — поясняет этнограф-оружиевед.

Во времена джунгаро-казахских войн среди женщин также было немало воительниц. Известно, что Гаухар, сестра Малайсары батыра и жена Кабанбай батыра, а также дочь Кабанбай батыра Назым сражалась против джунгар вместе с мужчинами, а Бопай ханша, сестра Кенесары хана, возглавляла собственный военный отряд в 600 человек и участвовала в сражениях вместе с ханом. Подобных примеров в истории сохранилось немало.

Традиция женщин-воинов сохранялась и позже — до XX века. Ее продолжили Алия Молдагулова и Маншук Маметова, героини Великой Отечественной войны, которые также проявили отвагу и воинское искусство. Таким образом, участие женщин в военном деле у кочевников имеет древние корни и является частью их культурного наследия.

Напомним, ранее Kazinform писал, почему казахские степи были важны для Чингисхана. Казахские степи сыграли ключевую роль в завоеваниях Чингисхана — отсюда проходили пути к богатым караванным маршрутам, а сами земли были важнейшим ресурсом для кочевников.

О том, какое было образование у казахских ханов, читайте здесь

Сейчас читают