Как компьютер помогает справиться с пробками в Астане

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Как в городе с полумиллионным авто  умная транспортная система помогает акимату Астаны решать проблемы с пробками и выявляет нерадивых водителей автобусов. МИА «Казинформ» представляет фоторепортаж с центров управления трафиком и диспетчеризации ТОО «Астана LRT».

«Мозг» по разгрузке улично-дорожной сети

Центр управления трафиком (ЦУТ) находится в здании ТОО «Астана LRT», подведомственной акимату столицы организации, которая выстраивает транспортную стратегию города и задает новые стандарты, реализуя ряд проектов. Председатель правления Бекмырза Игенбердинов гордо называет этот центр «мозгом» по разгрузке улично-дорожной сети в нашей столице.
null

«В интеллектуальную транспортную систему (ИТС) на сегодняшний день включены 93 светофорных объекта. То есть каждый перекресток оснащен умными светофорами, детекторами, датчиками. Эта умная система позволяет каждые две секунды принимать соответствующие решения. Работники ЦУТ задают соответствующий сценарий каждой ситуации и уже интеллект дает различные решения», - говорит Бекмырза Игенбердинов.

В основном, ИТС охватывает левый берег, улицу Сарыарка и район нового железнодорожного вокзала. На большом экране перед операторами отмечены светофорные объекты. То есть это не один светофор, а перекрестки, оснащенные необходимыми аппаратами. Красный цвет означает, что идет вмешательство в работу светофоров. Обычно это происходит, когда идет перенастройка. Белыми отмечены те, что находятся на стадии подключения. «Умные светофоры» сами решают, какими интервалами необходимо пропускать транспорт, чтобы не было затора. При необходимости, участки могут регулироваться самими сотрудниками на месте. 
null

«Чтобы вы понимали, это не презентация. Система работает в онлайн-режиме. В частности, если посмотреть перекресток Туран-Кургальджинское шоссе. Объект моргает зеленым, это значит, что проезжают транспортные средства. Специальные радио и видеодетекторы могут мониторить поток на 10 полос. Установлено около 300 этих датчиков, которые ведут фиксацию транспортных средств. Раньше мы не могли видеть, сколько машин проезжают на том или ином участке, с какой интенсивностью и скоростью. Теперь же все это мы знаем. Наша задача полностью охватить весь город», - в свою очередь рассказывает заместитель председателя правления Бейбут Есжанов.
null

При этом Бейбут Есжанов отмечает, что задача ИТС - не разгрузить транспортные потоки. Но благодаря информации этой системы значительно облегчается движение на дорогах. ИТС собирает более полную информацию о состоянии движения на установленном участке. Эти сведения помогают инженерам принимать решения, которые направляются в соответствующие ведомства для их реализации.

«На основании этих данных уже принимаются решения, нужно ли, например, расширять проезжую часть, или необходимо ли сделать правосторонний съезд. Вот, например, благодаря этой системе мы предложили сделать 37 правосторонних съездов в городе. В акимате уже одобрили 17 перекрестков, где необходимо правостороннее движение. На текущий момент 9  уже построено. Это дает нам колоссальную разгрузку на определенных участках», - объяснил он.
null

Бекмырза Игенбердинов в свою очередь отмечает, что благодаря этой системе в прошлом и в этом году удалось увеличить пропускную способность на проблемных участках до 10% и скорость потока поднять на 18%.

«Сергек» для водителей автобусов

Центр диспетчеризации транспорта (ЦДТ) Астаны на одном этаже с ЦУТ. Здесь управляют движением общественного транспорта. Бауржан Сеитов из департамента по управлению дорожным движением ТОО «Астана LRT» говорит, что операторы центра круглосуточно видят всю информацию о каждом автобусе в режиме онлайн.
null

«Если автобус в этой системе отмечен зеленым цветом, это значит, что он едет по расписанию, красный - с опережением, желтый - с опозданием. Интервал опережения и отставания - плюс 3 и минус 5. То есть, если он на три минуты опережает, то соответственно, автобус отмечается красным цветом. Мы можем посмотреть статус каждого автобуса, наведя курсор на иконку. Здесь указаны имя и фамилия водителя, гаражный номер, информация о том, где он сейчас, какое расписание. Кроме того, мы можем вытащить информацию о том, во сколько и на какой точке он был, открывал ли двери, останавливался ли на остановках. Система также позволяет держать обратную связь с каждым водителем, для этого ему не нужно поднимать звонок», - рассказывает Бауржан Сеитов.

Между тем, руководство компании также рассказало, что тем самым они борются также с нерадивыми водителями. Задержки автобусов бывают, признаются они, но в идеале все они должны будут ездить по расписанию.
null

«Мы подписали договорные отношения с автобусными парками. Сейчас идет фиксация каждого нарушения и мы выставляем им в виде неустойки определенные суммы. Тем самым дисциплинируем самих водителей и автопарки. К тому же те, кто нарушают требования, не получают субсидии. С 2014 года мы ведем модернизацию и уже достигли очень хороших результатов по расписаниям движения. Было полностью пересмотрено все расписание движения, изменены схемы движения, запущены пригородные маршруты, интервал движения в среднем мы сократили до 10 минут», - пояснил Бейбут Есжанов.

В завершение Бауржан Сеитов рассказал, что на каждом автобусе установлены датчики пассажиропотока погрешностью 4%, которые позволяют посчитать, сколько человек вошло и вышло за определенное время.

«Мы даже выясняем, почему идет переполнение автобусов. Если по графику все нормально, но наблюдается переполненность - свыше 80-90%, тогда мы начинаем принимать решение. Либо увеличиваем количество графиков на этом автобусе, либо планируем введение дополнительного маршрута», - поясняет Бекмырза Игенбердинов.

Единственно, транспортная служба не может  оперативно пустить дополнительные автобусы, если наблюдается переполненность на линии. На перенастройку расписания уходит, как минимум, один день.

Сейчас читают